Автор: Эгоистка,
24 сентября 2008 г. в 20:45
Не могу не прорекламировать родной Эрмитаж.
Сегодня ездила к серой лошади. Вот к этой:
Это картина Пармиджанино "Обращение Савла" из Художественно-исторического музея в Вене (выставка в Эрмитаже продлится до 28 сентября). Цитирую отсюда:
"Упоминание картины в трудах XVI века помогло правильно определить имя художника, а также сохранилось ее точное описание в одном из инвентарей (1609 год) как работы "с упавшим навзничь святым Павлом, который смотрит на небо, подняв левую руку, а другая - на земле, с прыгающей жирафой или лошадью и с пейзажем, в золоченой раме, руки Пармиджанино".
Савл представлен лежащим на земле (всадник, упавший с коня - символ смертного греха, гордыни). ...
По существу, главной фигурой полотна, подчиняющей все пространство, становится конь. Порывистое движение подчеркивает уздечка, вьющаяся подобно змее. Пропорции тела коня сознательно искажены: у него тяжелый круп, легкие короткие ноги, очень длинная шея. Вместо седла на лошадь накинута пятнистая шкура леопарда, злобная природа этого хищника таит намек на беспощадность Савла: Иоанн Богослов сравнивал леопарда с антихристом.
Шкура самого скакуна напоминает мраморную поверхность: типичный прием для маньериста, который может уподобить живую плоть камню и, напротив, заставить "ожить" статую или архитектурную деталь....
Проведенная реставрация раскрыла великолепную живопись ...: холодные серо-голубые на бедре коня, теплые, слегка золотистые на мехе леопарда и ослепительно белые на гриве жеребца. "
Интересные были представления о прыгающих жирафах в начале 17 века, правда? Зато очень утешает, что современные ученые смогли установить не только вид животного, но и его пол Ладно, оставим это на их совести, поскольку что-то жеребцовское в нем, и правда, есть. А вы знали, что символизирует всадник, упавший с коня? Вот, не просто щелчок по самолюбию :wink: .
И удивительное выражение у этой лошади. Хотела скопировать фрагмент, увеличить и отдельно вставить, но прочитала на сайте Эрмитажа, как именно защищены все права на их изображения, и стреманулась. Да и все равно не получилось бы. Когда сохраненное изображение увеличиваю, эффект совсем не тот. В общем, живопись, конечно, надо смотреть в реале. Мрамор? Нет. Там какая-то совсем другая текстура. Интересная конструкция уздечки и подков. Думаю, условная, а не реальная.
Другие «лошадиные» впечатления об Эрмитаже.
Еще одна временная выставка - картины Гарофало из монастыря Сан Бернардино в Ферраре (тоже до 28 сентября). Из четырех картин три наши, а одна приехала из Хабаровска. Это "Чудо с хлебом и рыбами" (на заднем плане на горке видна лошадь под всадником, но на виртуальной репродукции их не разглядеть). Картину "Несение креста" имеет смысл сохранить и увеличить, чтобы рассмотреть лошадей впереди процессии и особенно тех, которые напирают сзади, в правой части картины. Обратите внимание, где ноги у серой лошади.
Вот вам еще серая лошадь - Германия, Карл Рутхарт "История Товия":
Обратите внимание, как интересно навьючена эта лошадь без уздечки. И сверху на поклаже там сидят обезьяны и попугай (в реале детали видны достаточно хорошо).
Нидерланды, Мартин ван Хемскирк "Голгофа". К сожалению, репродукции на сайте Эрмитажа не нашла. Но если будете там, обратите внимание, сколько лошадей вокруг креста, и какие у них выражения лиц. Очень впечатляет.
Там же, Иоахим Бекелар "Сельский праздник". Тоже невероятное выражение морды у лошади, на которой сидят мужчина и женщина.
Фламандцы. В зале фламандских анималистов две картины Пауля де Воса "Взбесившаяся лошадь" и "Волки, напавшие на лошадь". Первая мне не понравилась: бедная живопись и неудачное цветовое решение. И еще бы этой лошади не взбеситься, когда собаки у нее только что на уздечке не виснут :wink: . А вот вторая - анималистический шедевр. Мрачный, но шедевр. Как и многое другое в том же зале. А вы раньше обращали внимание, что в "Овощной лавке" Снейдерса не только мальчишка ворует кошелек у покупательницы, но справа еще и какая-то лошадь тырит капусту с прилавка ? Причем шоры и довольно стремный пелям ей в этом ни капли не мешают.
И неконное. Сейчас экспонируется картина Эль Греко "Благовещание" (в том же зале, где всегда висели его «Петр и Павел»). Написано, что она из частного собрания и выставлена временно. Сколько лет или дней продлится это "временно", не представляю. Странно, что это как-то не особо афишируется: наверное, владелец уж очень скромный. Но если вы живете в Питере, то сходИте посмотреть. Вдруг и правда временно. А чтобы увидеть такие вещи, люди едут в другие города и страны.
Более подробно мои впечатления об Эрмитаже можно посмотреть здесь.
ОБСУЖДЕНИЕ
Добавить комментарий
Чтобы добавлять комментарии в этом разделе вам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться (ввести свой логин и пароль в соответствующую форму на главной странице)!
7 апреля 2009, 01:24:36
интересно )
а уж лапы у "жирафа" аж с гибкими копытами. еще когтей не хватает