Ловушки на конкурном поле
15 апреля 2020
При подготовке лошади к конкурным соревнованиям правильная "домашняя работа" - это половина успеха. Упражнения с использованием кавалетти, одиночных препятствия, систем и небольших маршрутов, установленных на плацу или в манеже, помогут лошади и всаднику не растеряться на стартах, но часто бывает так, что на турнирах составители маршрутов готовят участникам небольшие сюрпризы.
Автор: Е.Штатнова, equestrian.ru
Стенки, канавы с водой, тройники часто становятся камнем преткновения на маршрутах любой сложности. Как правило, они не представляют больших сложностей для лошади, особенно если она видит их не впервые, а уже познакомилась с ними на тренировках. Всадники часто совершают ошибки на таких необычных препятствиях, поэтому желательно включить их в тренировочный план и побольше прыгать их дома, а не знакомить свою лошадь с ними исключительно на соревнованиях.
Тройник. Это препятствие охотно и без ошибок преодолевает большинство лошадей. Всаднику надо учитывать, что дистанция до препятствия оценивается не до верхней (последней) жерди, а до нижней (первой). В случае, если точка отталкивания лошади будет далеко от препятствие, что часто случается, когда неопытные спортсмены фокусируются на верхней жерди, есть риск, что у лошади не хватит сил чисто прыгнуть тройник, она может закончить прыжок в середине препятствия. Даже если тройник довольно широкий, самая большая ошибка - это бесконтрольный излишне активный темп лошади на подходе. К тройнику следует подходить спокойным, ритмичным галопом, не забыв энергично дослать лошадь. Точка отталкивания на тройник находится ближе к препятствию, чем точка отталкивания на чухонец или брусья. | |
Стенка. Солидное препятствие заставляет лошадь относиться к себе уважительно. Однако, начинающие конкуристы с небольшим опытом преодоления стенок начинают излишне разгоняться на это препятствие, как на стипль-чезе. Часто это приводит к исполнению лошадью настильного прыжка вперед, а не вверх, и 4 штрафным очкам за повал. Обратите внимание, как спортсмены прыгают конкуры на мощность прыжка. Хотя стенка достигает там высоты 2 метров и более, лошади подходят к ней энергичным, но ритмичным галопом. Особенно внимательно надо проходить поворот и контролировать лошадь шенкелем, в то же время не давая бросаться на препятствие. | |
"Акульи зубы" или дощатый забор. Препятствие представляет собой раскрашенные зигзагом доски, их может быть 2-4-6 в зависимости от высоты препятствия. Яркая окраска и необычный геометрический рисунок - не единственные ловушки "зубов". Их очень легко сбить, поэтому часто всадники начинают заметно нервничать при подходе к такому препятствию. Если перед предыдущим препятствием и "зубами" прямая линия, то это менее подходящий вариант, чем если на "зубы" нужно заходить с поворота. В повороте лошадь естественным образом подводит под себя задние ноги, собирается и при условии ровного галопа и энергичного посыла вперед именно в повороте, ей удобнее прыгнуть это препятствие чисто. Если подход идет по прямой линии, то лошадь имеет тенденцию "растягиваться" и прыжок получается вперед, а не вверх. Поэтому в любом случае алгоритм действия всадника при подходе к "зубам" один: оставаться спокойным, поддерживать ритмичный галоп и не давать лошади ускоряться. Часто вместо геометрического рисунка на досках размещают рекламу спонсоров, или просто раскрашивают их в яркий цвет. На конкурах высшей категории сложности доски могут быть не прямые, а волнообразные, как на фото. | |
Калитка. Это препятствие гораздо уже стандартных брусьев и чухонцев, поэтому и вероятность того, что лошадь "не впишется" в него возрастает. Если при прыжке через чухонец всадники часто позволяют себе небрежно выбирать точку отталкивания и приземления, калитка смещений влево или вправо не прощает. Еще при предварительном осмотре маршрута надо точно наметить себе траекторию движения и стараться придерживаться ее. Подход к калитке должен быть строго перпендикулярным, от прыжков наискось нужно отказаться. Шенкеля и повод всадника должен создавать для лошади коридор, из которого она не сможет уклониться влево или вправо. При этом нельзя забывать о том, что главное - это энергичное поступательное движение вперед, создаваемое шенкелем, а повод при этом только легко корректирует направление этого движения. | |
Канава с водой. Канава редко встречается на маршрутах у нас в стране. В крытых помещениях ее функции часто выполняют натянутая под брусьями либо чухонцем синяя полиэтиленовая пленка или небольшие "корытца" сделанные из той же пленки и наполненные водой. На открытых площадках широтные канавы включаются только в маршруты класса "Гран-При". Однако, за рубежом это препятствие является обязательным элементом в конкурах для лошадей 6 лет и старше. Если ваша лошадь впервые видит канаву с водой непосредственно на соревнованиях, велика вероятность двух закидок, исключения и дальнейших проблем с преодолением этого препятствия. Поэтому так важно познакомить свою лошадь с канавой во время домашних тренировок. Сначала просто порысите и погалопируйте вокруг пугающей канавы, чтобы лошадь привыкла к ее виду, потом поставьте над ней небольшую крестовину. Чем больше уверенности, терпения и настойчивости вы используете на тренировках, тем меньше у вас будет проблем на маршрутах. Когда лошадь будет спокойно прыгать крестовину, ставьте чухонец, постепенно поднимая высоту, а затем можно переходить к брусьям. Затем, вернувшись немного назад, к крестовине, попробуйте налить в канаву воды. Лошадь не должна пугаться брызг от упавшей жерди. |
У каждого клуба, проводящего соревнования - свой комплект препятствий, и невозможно заранее угадать, что может встретиться на маршруте. Поэтому тренировки на максимально разнообразных препятствиях помогут вам подготовить лошадь к любым сюрпризам на конкурном поле.
Комментарии к статье Н. Чебышева, судьи международной категории, директора КСК Алмаз:
Уже на маршрутах средней высоты ширина в тройнике понизу приближается к 2 метрам. Первый элемент может быть достаточно высоким и это препятствие, безусловно, требует большего количества движения на подходе. Обеспечив это, всадник на последних темпах мало что может сделать для своей лошади. Для снижения количества ошибок на тройнике, самое лучшее для всадника в этом месте - не мешать лошади самостоятельно определить место отталкивания.
"Бросание" лошади на препятствие свидетельствует об ошибках в подготовке лошади. Исправлять это во время соревнования - безнадежное дело. Вообще удлинение темпов галопа на подходе к препятствию является принципиальной ошибкой, ведущей к большому количеству повалов. Но в паре всадник - лошадь, только первый знает, какое препятствие будет преодолеваться следующим. Поэтому задать требуемую "энергичность" на подходе, действительно, может только спортсмен. Я бы только добавил, что на двухметровую стенку лошади заходят не энергичным, а весьма энергичным галопом.
В отличие от всадников, большинство лошадей яркость раскраски препятствия игнорируют. Гораздо больше неприятностей бывает на препятствиях неярких, сливающихся с грунтом или ограждением манежа. На препятствиях из досок легкость разрушения связана с применением более открытых, а иногда и совсем плоских калабашек. Подход по прямой сложнее для любого препятствия, а не только из досок или щитов и заборов. Связано это скорее с бОльшими возможностями отрегулировать расстояние до препятствия, двигаясь по большему или меньшему радиусу. В прямых же проездах укорачивать темпы галопа приходится, используя прямые сгибания, что на порядок сложнее и требует длительной подготовки, в том числе и выездковой.
Всаднику лучше выбор места отталкивания доверить лошади, взяв на себя другие функции. Уменьшенная ширина по фронту создает, по моему мнению, сложности несколько иного плана. Прежде всего, сбиваемые элементы короче, а значит и легче. Поэтому и падают они от более легкого касания. Далее. Обратите внимание, очень многие лошади довольно часто последний темп перед отталкиванием (подскок) делают под некоторым углом к направлению предпоследнего темпа. Таким простым способом лошади набирают расстояние в случае, если на подскок места не достаточно. На калитке такая возможность ограничена. Ошибки как раз и связаны с попытками всадника пресечь уклонения вправо или влево. Калитка в конце длинного прямого проезда вообще один из самых технически сложных элементов паркура.
ОБСУЖДЕНИЕ
Добавить комментарий
Чтобы добавлять комментарии в этом разделе вам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться (ввести свой логин и пароль в соответствующую форму на главной странице)!
16 апреля 2020, 12:25:48