Судейство в конном спорте: по тонкому льду
30 сентября 2011
Звучит сигнал колокола, на спортивной арене появляется всадник и лошадь. Ради того, чтобы посмотреть на них, заполняются трибуны стадионов по всему миру, им рукоплещут восторженные зрители. Многие ли из них задумываются о том, что «за кулисами» турнира есть люди, от чьих решений во многом зависят его результаты? Когда призовые на крупных соревнованиях исчисляются шестизначными суммами, цена судейских ошибок становится слишком большой, в геометрической прогрессии растет и мера ответственности. За сто лет развития конного спорта состав судейского корпуса прошел эволюцию от «судей-джентльменов», работавших за идею, до оплачиваемых профессионалов высокой квалификации.
Автор: Е.Штатнова
В 1921 году в Лозанне собрались представители Франции, США, Швеции, Японии, Бельгии, Дании, Норвегии и Италии. Они приняли решение об образовании Международной федерации конного спорта (FEI), и первой задачей этой организации стала разработка унифицированных правил соревнований по конному спорту. Экземпляр правил, датированный 1936 годом, представлял собой брошюру на 117 страницах, куда входил не только Устав, Олимпийский регламент и Общий регламент FEI, но и правила соревнований по все существовавшим в то время дисциплинам конного спорта.
Современные правила международных соревнований по конкуру содержат в себе почти 170 страниц, чуть менее объемны правила по выездке и троеборью. Только представьте себе, какой прекрасной памятью и острым умом нужно обладать, чтобы не только помнить все, что в них написано, но и уметь молниеносно принимать решения в спорных ситуациях на основе этих правил в интересах конного спорта!
В 30-40ые годы прошлого века в конном спорте были два источника, бесперебойно поставлявших судей и прочих официальных лиц на соревнования. Первый из них - армейские кавалерийские школы, которые давали своим учащимся не только практические знания, но и некоторую теоретическую базу. Впрочем, спортивные занятия в таких школах были побочным продуктом военной подготовки и прочих служебных обязанностей. Кавалерийские офицеры могли по желанию выбрать для себя как спортивную, так и судейскую карьеру в качестве препровождения свободного времени. Вторым источником судей были бывшие спортсмены, не важно, военные или штатские. Представители этой группы имели широкие практические знания правил, так как когда-то сами соревновались по ним. Никакого систематического обучения судей в то время не велось, не было речи и о квалификационных требованиях, семинарах, зачетах и экзаменах.
В те времена судейство и исполнение прочих официальных обязанностей на соревнованиях было делом настоящих джентльменов. Крупные турниры проводились в роскошных парках и усадьбах аристократов, и судьи в силу их высокого социального статуса, как правило, приезжали на турнир в качестве гостей хозяев. Им оказывали достойный прием, но о возмещении расходов не было даже речи. Предполагалось, что выполнение судейских обязанностей - дело чести и посильный вклад в развитие благородного спорта. На практике эта система прекрасно работала многие годы. Соревнований было немного, а судей – более чем достаточно. Все изменилось с началом бурного развития конного спорта, начавшегося в 70-80 годы прошлого века. Количество стартов стало расти как на дрожжах, в одни и те же выходные проводились по несколько соревнований. Международная федерация конного спорта приняла под свое крыло несколько новых видов (в 1970 – драйвинг, в 1982 году – пробеги, в 1983 году – вольтижировку).
Одной из «болезней роста» стала острая нехватка квалифицированных официальных лиц. Кавалерийские школы ушли в прошлое, спортсмены из любителей очень быстро переквалифицировались в профессионалов, и по окончанию соревновательной карьеры предпочитали заниматься подготовкой и продажей лошадей либо обучением спортсменов. В этой непростой ситуации федерации конного спорта начали экстренно разрабатывать и вводить в действие программы подготовки судей, что было крайне непростой задачей. Для успешной работы таких программ одного желания было не достаточно, требовались еще опытные учителя и методическая литература.
Задача осложнялась тем, что правила проведения соревнований становились все более сложными, и в преамбуле к ним до сих пор записано, что какими бы подробными правила не были, в них невозможно найти рекомендации на все случаи жизни. Судьи находятся под постоянно увеличивающимся давлением, вызванным с одной стороны, постоянным усложнением правил, а с другой – растущими требованиями со стороны организаторов. Там, где появляются большие деньги, должны работать настоящие профессионалы, так как на карту ставится очень многое, и прежде всего, здоровье и благополучие лошадей, за которых владельцы отдали не одну сотню тысяч евро. В довоенные времена «судей-джентльменов» бывали случаи, когда наблюдатель на канаве с водой, по ошибке мог не засчитать спортсмену штрафные очки или, наоборот, насчитать лишнее. Даже если на кону стояла золотая медаль, участники предпочитали не устраивать скандала и удовлетвориться извинениями в виде ящика дорогого шампанского от организаторов. Трудно представить себе такую ситуацию на современных турнирах!
Повышение качества судейства напрямую связано с повышением качества соревнований, и, следовательно, его привлекательностью для спонсоров, прессы и зрителей. Поэтому помимо образовательных программ для судей в разные годы FEI экспериментировала с разными вариантами способов судейства. Например, в конце 70х-начале 80х годов на некоторых соревнованиях по выездке была опробована система отбрасывания лучшего и худшего результата спортсмена, но от нее достаточно быстро отказались, после того, как была выявлена возможность манипуляций в пользу одного из спортсменов в ущерб другим со стороны грамотного судьи. Тем не менее, эта система используется в других видах спорта, например, в фигурном катании, и вопрос о ее реанимации в выездке возникает с завидной регулярностью по сию пору.
Как правило, заботу о повышении квалификации судейских кадров берут на себя национальные федерации конного спорта. Для того, чтобы обеспечить уровень проведения соревнований, достойный внимания спонсоров и прессы, в странах Западной Европы уже много лет действуют обучающие программы для судей, курс-дизайнеров, стюардов и других официальных лиц. С другой стороны, все прекрасно знают о том, что только практика цементирует теоретические знания и дает по-настоящему квалифицированных специалистов. И здесь возникает меркантильный вопрос – сколько стартов в год может позволить себя опытный судья в том случае, если в оставшееся от них время он должен зарабатывать деньги на покрытие собственных расходов?
Морально-этическая проблема, широко обсуждавшаяся в конном сообществе несколько десятков лет назад, в конце концов, разрешилась естественным способом. Платные судьи стали такой же реалией конного спорта, как многотысячные призовые фонды. Организаторы современных соревнований оплачивают не только дорожные расходы судей, но и закладывают в свои сметы зарплаты официальных лиц. Безусловно, размер предлагаемых компенсаций за работу вряд ли позволят судьям стремительно обогатиться, но, по крайней мере, это дает им возможность не думать о том, где взять денег на билет к месту соревнований.
К настоящему моменту на международном уровне сформирована группа судей экстра-класса, которые обслуживают чемпионаты мира, Европы и Олимпийские игры. Впрочем, заполучить этих специалистов на турнир, стоящий на ступеньку или даже на две ниже по статусу, до сих пор является проблемой. Список официальных лиц FEI занимает не один лист, но Международная федерация конного спорта всерьез занимается постоянным повышением их квалификации и не менее постоянным ужесточением требований к знаниям и навыкам судей.
В 2009 году FEI начала поэтапную реформу программ обучения и повышения квалификаций судей, которая не ограничивается косметическими изменениями в названиях судейских категорий. С введением новой системы судейства стать судьей, оставаться им и переходить на следующий уровень будет гораздо сложнее, чем это было ранее. С 1 июля 2010 года вступили в действие новые требования FEI к судьям международной категории по выездке. Среди прочих изменений, упомянем о нескольких. Для того, чтобы стать судьей категории 3* (ранее - кандидат в международные судьи), обязательна практика в качестве действующего спортсмена как минимум на уровне Малых езд. Помимо международных категорий от 3* до 5* вводится еще одна категория - 2*. Судьи этой категории смогут работать на международных соревнованиях до уровня Среднего Приза №1 и получать некоторые преимущества при продвижении к следующей категории. Эта категория создана специально для стран, где выездка проходит начальную стадию развития, и где небольшое количество международных соревнований уровня Большого Приза не дает возможности судьям набрать необходимую практику. Сходные усложнения требований можно увидеть и в судейских программах по другим видам конного спорта.
Сфера деятельности FEI ограничивается только международными турнирами, и подготовка национальных судей остается на совести национальных федераций. Качество национальных программ оценивается прежде всего по количеству квалифицированных кадров, выращенных в каждой конкретной стране. При разработке новой судейской программы FEI воспользовалась многими «ноу-хау», которые давно и успешно опробованы на национальном уровне в странах Западной Европы.
Если говорить о России, но последние несколько лет под эгидой ФКСР проводилась программа повышения квалификации и подготовки судей, участники которой смогли повысить свой официальный статус и обогатиться новыми знаниями, но в этом году централизованная программа ФКСР была преобразована в набор отдельных семинаров и мастер-классов, проводимых по инициативе региональных федераций конного спорта.
ОБСУЖДЕНИЕ
Добавить комментарий
Чтобы добавлять комментарии в этом разделе вам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться (ввести свой логин и пароль в соответствующую форму на главной странице)!