Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

Октябрьские тезисы

25 октября 2016

С приближением очередной отчетно-выборной конференции федерации конного спорта России в обществе активизируются обсуждение вопросов, связанных с различными аспектами действия (или бездействия) этой организации. Кто, что и кому должен? Попытаемся разобраться….

Автор: Н.Чебышев, судья международной категории

Самое время осознать простую истину – государство уходит из спорта. Это надо было сделать давно, не доводя до олимпийской катастрофы, но получилось, как получилось. То есть, и профессионалам, и любителям, а через какое-то время и родителям юных спортсменов, нужно забыть о деньгах из государственного бюджета и научиться находить средства на свои развлечения самостоятельно. А это значит, что роль спортивной федерации меняется кардинально. Из подразделений Минспорта, ответственных за расходование бюджетных средств на небольшое количество крупнейших мероприятий, спортивные общественные объединения должны будут превратиться в сервисные организации, целью которых является всего-навсего, только и исключительно снижение издержек своих членов при осуществлении спортивной деятельности. Кто бы и какие красивые слова не говорил, но это единственная цель, которая реально может объединить множество людей, так или иначе связанных с конкретным видом спорта.

Исходя из этого вытекают четыре основные задачи спортивной федерации вне зависимости от вида спорта:
1. Установление правил проведения соревнований и осуществление контроля над их соблюдением.
2. Координация взаимодействий и разрешение конфликтов между своими членами.
3. Представление интересов членов федерации в органах государственного управления и в негосударственных организациях, в том числе международных.
4. Установление порядка формирования команд для участия в турнирах более высокого уровня.

Безусловно, каждый гражданин имеет право решать эти задачи самостоятельно полностью за свой счет и любое принуждение или ограничение его права на спортивную деятельность преступно, мало того, наносит ущерб самой организации, что рано или поздно приводит ее в непотребное состояние, примерно такое, в каком сейчас пребывает ФКСР. Члены федерации могут устанавливать перед рабочими органами и другие задачи - образовательные, гуманитарные, научные - но всегда и обязательно с указанием источника финансирования. Решением же основных задач должны заниматься выборные персоны на общественных началах при небольшом, но хорошо оплачиваемом высокопрофессиональном аппарате.

1. Правила и правовая система.

Условием задачи является тот факт, что соревнующиеся спортсмены не в состоянии объективно оценивать спорные ситуации. Когда все очевидно, то нет ни вопросов, ни проблем, а вот когда сомнения есть, то чтобы спорт оставался спортом, а не перерос в боевые действия, требуются, во-первых, независимые, желательно квалифицированные посредники, то есть спортивные судьи; а во-вторых, как можно более детальные правила, регулирующие все обычные ситуации, вроде неповиновения с разрушением препятствия, и большинство редких, например поломка системы регистрации времени или опоздание судьи по выездки к началу выступления спортсмена.

Следует понимать, что правила соревнований не были выбиты на скрижалях, не спустились из небесной канцелярии, а создавались и изменялись участниками соревнований применительно к текущей ситуации, для решения сиюминутных проблем. Правила это такое собрание норм, о которых договорились мы, спортсмены, и сделали это для себя, для своего удобства и для своей безопасности. Раз мы считаем себя частью мирового конного спорта, то основой для наших нормативных документов являются правила проведения международных соревнований, разработанные мировым сообществом, то есть правила FEI. Это правильно, это мудро, поскольку опыт, на основе которого создавались и корректировались статьи международных правил, основан на сотнях тысяч соревнований и несравним с нашим просто по количеству стартов. Однако, существует множество обстоятельств, которые требуют учета местных условий от наличия специального оборудования до законов государства, которые не позволяют точно следовать букве правил FEI. А у закона есть такое свойство, его надо исполнять целиком, до последней буквы, иначе неизбежно наступает беззаконие.

По этой причине национальная федерация в лице выборного судейского комитета и комитетов по отдельным дисциплинам, а больше некому, обязана разработать национальные правила соревнований и на постоянной основе, исходя из опыта их применения, вносить в них корректировки, а также обеспечивать абсолютную доступность этих документов и возможность буквально круглосуточной (страна у нас такая большая) консультаций по правовым вопросам.

Еще несколько десятков лет назад вопрос с судьями решался очень просто – назначались либо офицеры высокого ранга, либо представители благородных семейств, то есть люди, для которых честь представляла несравнимо более высокую ценность, чем материальные блага. Естественно, что и те, и другие детально разбирались в предмете просто в силу обязательной и весьма тщательной конной подготовки. Тогда и вопрос с правилами стоял не так остро, поскольку решения безупречных в моральном плане особ считались справедливыми по определению. Ну и посягательства на честь и достоинство решались простыми, но очень эффективными способами.

В современном спорте для решения задачи справедливого определения первенства требуется наличие института спортивных судей, для многих из которых спортивный арбитраж является основной профессией. По этой причине федерации любого уровня, но прежде всего национальной, абсолютно необходима система подготовки, переподготовки и аттестации судей, заодно и ключевых специалистов. В зачаточном состоянии это есть и сейчас, но чего нет вообще, так это оценки качества судейской работы, открытой системы назначения судей, прозрачной шкалы оплаты. Без этих инструментов серьезно улучшить качество судейской работы невозможно. Как-то от нечего делать на одном серьезном турнире по конкуру я посчитал, что для спортсмена каждая секунда нахождения на боевом поле обходится минимум в 50 рублей. Вот вам цена судейской ошибки, вот размер ответственности судьи.

Если основным заказчиком услуг федерации становятся спортсмены и другие участники соревнований, а не государство, то неминуемо возникнет потребность в правовой защите интересов всех людей и организаций, так или иначе вовлеченных в спортивную деятельность.

2. Разрешение конфликтов

Право на ошибку есть у каждого: спортсмена, судьи, организатора, журналиста, у всех. Нормально организованная работа с взаимным контролем позволяет предотвратить неприятные последствия большинства из них. Однако, чаще всего из-за нарушения технологии проведения соревнований, значительно реже из-за злого умысла, происходит нарушение прав кого-то из участников. Это может быть нарушение права на справедливую оценку, на равные условия участия, на доступ к информации, на благополучные условия для лошадей и тому подобное. Безусловно, на территории страны действует общая система защиты прав граждан, поддерживаемая государственными органами правопорядка и судебной системой. Но обращаться в суд общей юрисдикции из-за незнания секретарем правил арифметики, это все равно, что палить из пушки по воробьям. Поэтому спортивная федерация любого уровня должна иметь автономную структуру, позволяющую с использованием судебных процедур оперативно, непосредственно на соревнованиях решать правовые проблемы. А для этого члены национальной федерации должны принять некий дисциплинарный кодекс, детально регулирующий процедуры восстановления нарушенных прав участников соревнований вне зависимости от их статуса. Другими словами, система защиты прав участников соревнований должна действовать не сама по себе, а как выражение коллективной воли всех членов федерации и, следовательно, минимум высшая судебная инстанция национальной федерации должна формироваться путем выборов.

Существенной частью обязанностей спортивной федерации является регулирование календаря спортивных мероприятий. Понятно, что проведение в одни и те же даты в одном и том же регионе сходных турниров снижает в разы количество участников, что конечно подрывает финансовый интерес проводящих организаций. Наличие долгосрочного, удобного для спортсменов и выгодного для организаторов календаря есть один из признаков успешной федерации.

3a. Взаимодействие с государством.

Решение вопросов с многочисленными государственными учреждениями у нас в стране это самая трудозатратная, самая неприятная и самая малопродуктивная часть работы хоть отдельных граждан, хоть общественной организации. Законов и распоряжений выпущено огромное количество, но по бестолковости и количеству взаимных противоречий с этим хаосом мало что может сравниться, а уж язык, на котором издаются документы, от русского отличается так же, как древнецерковнославянский. К сожалению, избавится от этой ноши нелегко, взаимодействовать с государством придется в любом случае, но минимизировать затраты граждан, как временнЫе, так и денежные, федерация может.

Начнем с Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК). Когда то, при Советском Союзе, эта идея была прогрессивной и позволяла мотивировать как спортсменов, так и тренеров на достижение высоких результатов. Со временем смысл ступенчатой классификации стерся из понимания спортивных чиновников и к текущему моменту, благодаря многолетнему последовательному ухудшению нормативной базы этот инструмент полностью деградировал, а на мой взгляд, так просто разложился. Даже внутри одного вида спорта выполнение нормативов в разных дисциплинах абсолютно противоречит слову «единая» в полном названии ЕВСК. Спортсмена, выполнившего норматив мастера спорта в выездке, и рядом нельзя ставить по квалификации с аналогичным достижением в конкуре, хотя оба они называются одинаково – Мастер спорта по конному спорту, простите за тавтологию - это к авторам документа. Реанимировать данную систему почти невозможно, поэтому самым простым выходом для общенациональной федерации будет создать свою, автономную систему ступенчатой квалификации, положив в основу не технические нормативы, а занятое на соревновании определенного уровня место. Такая практика есть, к примеру, в восточных единоборствах. Там очень примитивные таблицы в ЕВСК, зато великолепно развитая система поясов и данов. За образец будущие функционеры Федерации могли бы взять уже несколько лет существующую систему учета побед, представленную на сайтеequestrian.ru Продумав аналогичную схему для каждой дисциплины и внеся небольшие изменения во внутренние документы, можно получить довольно сильный инструмент мотивации спортсменов. А ЕВСК пусть будет до тех пор, пока государство платит тренерам за выполнение разрядов. Когда перестанет платить - ЕВСК исчезнет сама.

Примерно такая же картина и с судейскими категориями, которые, как и спортивные разряды и звания, являются государственной вотчиной. Вследствие этого страна буквально наводнилась судьями всероссийской категории, не знающих правила, поскольку всю жизнь работали секретарями или на других должностях, с судейством не связанными. Кроме того, никак не может федерацию устраивать тот факт, что в органах государственного учета судьи по выездке, по пробегам или по конкуру ничем не различаются и все числятся как судьи по конному спорту. Зато и рецепт такой же – требуется автономная ступенчатая классификация судей с разделением по дисциплинам. А если еще предусмотреть особые категории для специалистов, то получится простая и понятная, а главное, законченная система.

Наибольшее непонимание у рядовых спортсменов вызывает прямо-таки параноидальное желание некоторых функционеров ФКСР всучить паспорт спортивной лошади каждому четвероногому, приближающемуся к месту проведения соревнований. Но ведь на подавляющем большинстве турниров, в том числе и календаря ФКСР никакой выводки нет и не планируется. А без выводки существование паспорта есть совершенно бессмысленное явление. Если не проводится идентификация лошади грамотным, специально обученным специалистом, то с паспортом какого-нибудь Зяблика на соревнования могут сколько угодно приезжать всякие соловьи, орлы, а то и ласточки. С другой стороны, врачи райветстанции, выписывая ветеринарные свидетельства каждую неделю на одних и тех же лошадей по заметной цене, крутят пальцем у виска, показывая таким образом свое удивление действующей в конном спорте системе. На мой взгляд, самое время поставить перед ветеринарным комитетом задачу решить обе эти проблемы, используя свой авторитет. Если получится договориться с Минсельхозом о проезде лошадей с паспортами федерации хотя бы в пределах одного субъекта РФ без ветеринарных свидетельств, то наличие таких паспортов станет желанным для подавляющего большинства владельцев спортивных лошадей, а людям, совершившим этот подвиг, смело можно ставить бронзовый бюст при жизни. Это трудно и долго, но возможно, а ради такого дела стоит отвлечь ведущих ветеринарных специалистов от рутинного обслуживания турниров.

И раз уж мы заговорили о невыполнимых задачах, то стоило бы проработать и вопрос о переводе многоместных самоходных коневозов в категорию автобусы. И с Платоном было бы полегче, и с движением по МКАД в дневное время. Водителям, правда, пришлось бы переучиваться на категорию «Д», но это уж самая маленькая проблема. Ведь речь идет о какой-то сотне автомобилей на всю страну.

3B. FEI

Взаимодействие с Международной федерацией конного спорта (FEI) затрагивает совсем небольшое число спортсменов, только тех, кто участвует в международных соревнованиях, а это полторы, от силы две сотни человек, включая судей и специалистов, внесенных в списки официальных лиц. Причем большинство из них стартует или работает на турнирах, проводящихся внутри страны. Однако, неприятности, которые может создать FEI, являются очень болезненными и чувствительными в силу хорошего информационного сопровождения выступлений отечественных спортсменов на крупных международных турнирах. Ну например, почти наверняка в ближайшее время будут пересматриваться процедуры квалификации на Олимпийские Игры, и почти наверняка для нашей выездки сложность существенно увеличится. Но Россия полностью утратила представительство во всех структурах FEI, ни одного гражданина нашего государства нет в выборных органах этой организации. Соответственно, возможность повлиять на принимаемые решения равна нулю. А ведь совсем недавно Петушкова была членом Бюро, Бобылев – почетным членом ветеринарного комитета, который, кстати, он и создал; Платов – членом комитета по конкуру. И сейчас в стране есть серьезные специалисты, которых Россия просто обязана номинировать в многочисленные комитеты и комиссии FEI. Все не пройдут, но кто-то – обязательно и какие-то возможности появятся.

3C. Региональные федерации.

По счастью, конный спорт в регионах научился обходиться без национальной федерации. Хорошо ли, худо ли, но соревнования проводятся, открываются новые спортивные базы, появляются новые имена, проводятся обучающие семинары. Но все это выглядит как разрозненные, никак не связанные между собой события. Нет единой системы, нет, как это сейчас модно говорить вертикальных лифтов, позволяющих оперативно продвигать талантливых спортсменов, судей, специалистов. То есть конный спорт страны изолирован по отдельным регионам и это исключает сколько-нибудь приемлемый темп развития как в отношении массовости, так и в отношении мастерства. Первым шагом на пути реального объединения должен стать настоящий общенациональный турнир, в котором будет максимальное представительство регионов. Это могли бы быть двухуровневые соревнования – региональные отборочные и национальный финал, уровень сложности которых соответствует среднему уровню развития конного спорта в стране. А это, увы, Малый приз в выездке, 130 см в конкуре и 80 км в пробегах.

Таким образом, вырисовывается структура календаря из двух главных турниров года в каждой дисциплине: чемпионат – многодневное соревнование из нескольких тестов/маршрутов повышенной сложности, на которое нет отбора, но есть квалификация; и кубок – одно соревнование (тут могут быть варианты) средней сложности, на которое есть отбор, но нет квалификации.

4. Формирование сборной команды.

Последняя по порядку, но не по важности задача спортивной федерации. Существует три основных метода формирования сборной команды.
A) По результату одного отборочного турнира;
B) По текущему рейтингу;
C) По решению тренера сборной.

Каждый из методов имеет свои положительные и отрицательные стороны и применение того или иного зависит от конкретной ситуации. Но для общественной организации критически важно, чтобы каждому ее члену было понятно, как именно формируется сборная команда, по каким критериям. Другими словами должно быть заранее известно, какой результат спортсмена гарантирует попадание в главную команду региона и страны.

В текущих условиях с моей точки зрения для общероссийской федерации правильно было бы использовать все три метода: первые три места в сборной с высшим приоритетом участия в международных соревнованиях получают три призера национального чемпионата, следующие три – лучшие по рейтингу, остальные – по решению старшего тренера. Допускаю, что придерживаясь данного принципа, придется пойти на некоторое снижение результатов в краткосрочной перспективе. Но это с лихвой окупится в перспективе за счет нормального функционирования системы на территории всей страны.

Суммирую:

Национальная федерация, (кстати, это не обязательно ФКСР, ведь аккредитацию может получить и какая-нибудь другая, более эффективная организация) обязана:
1) Создать и поддерживать в актуальном состоянии свод правил и нормативных документов, определяющих порядок проведения соревнований.
2) Создать систему кадрового обеспечения турниров судьями и специалистами, включающую в себя постоянно действующие курсы подготовки, переподготовки, аттестации; прозрачный порядок назначения на турниры, включая методы ротации; рекомендации по размерам оплаты; и наконец, процедуры отстранения и прекращения полномочий.
3) Создать дисциплинарную комиссию для разрешения конфликтов, обеспечив ее добротной нормативной базой.
4) Обеспечить непрерывное сопровождение календаря спортивных мероприятий.
5) Разработать и внедрить автономную классификацию спортсменов с разделением по дисциплинам.
6) Разработать и внедрить автономную классификацию судей и специалистов с разделением по дисциплинам.
7) Наладить систему ветеринарного контроля на соревнованиях.
8) Решить вопрос с ограниченным использованием паспортов спортивной лошади взамен ветеринарного свидетельства.
9) Решить вопрос о переводе автомобилей-коневозов в транспортную категорию «Д».
10) Продвигать представителей России в международные конные организации.
11) Проводить общенациональные турниры по каждой дисциплине, имея в виду максимальное представительство регионов.
12) Определить и строго следовать принципам формирования сборной команды страны, а также комплектования выездных делегаций.

Очень надеюсь, что делегаты конференции на этот раз выберут тех, кто на самом деле займется решением перечисленных вопросов. Некоторые из них требуют внесения существенных изменений в устав организации. По этой причине было бы разумно на этот раз ограничить срок деятельности выборных органов двумя годами, за которые станет понятно, кто и что реально умеет делать.

ОБСУЖДЕНИЕ