Соавторы успеха
2 февраля 2012
Многие из нас не знают их фамилий, и тем более не могут узнать при встрече. Они не присутствуют на церемониях награждения, и их фото не публикуют в журналах. Речь идет о небольшой группе состоятельных людей, без чьей щедрой и многолетней поддержки не было бы спорта высших достижений. Это владельцы лошадей, которые заслуживают не меньше почета и уважения, чем спортсмены, выступающие на их “движимом имуществе”.
Автор: Е.Штатнова
Фамилии владельцев спортивных лошадей можно увидеть только в скупых строчках технических результатов, и эти люди покупают и содержат лошадей не ради славы. Даже при условии государственных дотаций и пожертвований спонсоров, основная тяжесть финансирования спортивных достижений ложится на плечи коневладельцев. Среди них есть люди, которые рассматривают покупку и содержание лошади как короткое приключение, но наиболее успешны те, кто связал свою жизнь с лошадьми всерьез и надолго.
Мадлен Винтер-Шульц называют “матерью немецкого конного спорта”. Много лет на ее лошадях выступают топ-спортсмены Германии - Людгер Бербаум и Изабель Верт. За заслуги в развитии спорта Мадлен Винтер-Шульц даже получила государственную награду, но она гораздо больше ценит медали мировых чемпионатов, завоеванные “ее” спортсменам. Упоминая в разговоре Людгера и Изабель, Мадлен Винтер-Шульц говорит о них скорее как о своих взрослых детях, а не как о двух наиболее успешных всадниках не только Германии, но и мира. Даже проблемы с допингом не смогли подорвать доверия Мадлен к ним. “Мы - одна большая семья”, - часто говорит Мадлен о спортсменах, которые выступают на ее лошадях. В этом году ей исполняется 70 лет, но Мадлен Винтер-Шульц старается не пропускать ни одного важного старта своих подопечных.
Мадлен Винтер родилась в Берлине в 1941 году. Ее отец, Эдуард Винтер, был крупнейшим в Берлине автодилером. Он основал свое предприятие в 1925 году, и торговал не только немецкими автомобилями, но и американскими лимузинами. Эдуард оставил двум дочерям Мадлен и Марион огромное состояние, которое впоследствии было ими преумножено. В свободное от бизнеса время Мадлен успела выиграть чемпионат Германии по выездке в 1959, а в 1969 и 1975 годах - чемпионаты Германии по конкуру среди женщин. В 1987 года Мадлен вышла замуж за известного коннозаводчика и энтузиаста спорта Дитриха Шульца. По окончанию спортивной карьеры, Мадлен осталась страстной поклонницей конного спорта. Став владельцем спортивных лошадей, она всегда выбирала для них лучших спортсменов. В 1997 году началось ее сотрудничество с Людгером Бербаумом, а с 2001 года - с Изабель Верт. “Наше сотрудничество является долгосрочным, и малые неудачи не могут заставить свернуть нас с пути”, - часто говорит Мадлен в своих интервью. Зато она предпочитает не упоминать о том, сколько миллионов евро она потратила на развитие конного спорта.
Мадлен Винтер-Шульц уже имеет в своей коллекции олимпийские награды, которые заработали ее лошади, а у лорда и леди Харрис (Великобритания) медали высшей пробы все еще впереди. История их коневладения началась много лет назад, когда они отправили четырехлетнего коня собственного разведения к конкуристу Джоржду Доббсу. Лорд Харрис, пэр Англии и успешный бизнесмен, владелец крупной компании по производству ковровых покрытий, не жалел денег на лошадей и первоклассные конкурные бойцы выступали от его имени под седлом ведущих английских конкуристов - Дэвида Брума, Ника Скелтона и Майкла Витакера. Ближе всего к олимпийскому золоту чета Харрисов была в 1988 году, когда Дэвид Брум на Кантримэне остался четвертым на Олимпийских играх в Сеулах. В настоящее время супружеская пара владеет тремя лошадьми экстра-класса, на которых выступают отличные спортсмены, и накануне Игр в Лондоне лорд и леди Харрис полны надежд и оптимизма.
Люди приходят к идее стать владельцами спортивных лошадей разными путями. Среди коневладельцев немало тех, кто многие годы занимается коннозаводством, и в один прекрасный момент принимает решение заключить договор со спортсменом, который будет выступать на их лошадях, и таким образом делать рекламу коннозаводческому предприятию. Не редки случаи, когда все начинается с покупки пони для собственных детей, которые не расстаются со спортом по мере взросления и вырастают в талантливых спортсменов. Много среди коневладельцев и бывших спортсменов, кому успешные занятия бизнесом позволяют тратить часть прибыли на любимое дело. Впрочем, есть и такие, кто считает покупку спортивной лошади просто удачным размещением капитала и своеобразным пропуском в мир гламура и престижа.
В отличие от владельцев скаковых лошадей, владельцы спортивных лошадей являются гораздо менее публичными фигурами. Коневладельцы на ипподроме являются важными участниками процесса, который включает в себя представление публике, официальные фото и обязательный бокал шампанского в специальной ложе после каждой победы. Владельцы спортивной лошади в лучшем случае могут рассчитывать на приглашение на ВИП-трибуну, а в худшем - на розетку победителя, если она не потеряется по дороге домой или не будет съедена лошадью во время церемонии награждения. Тем не менее, ситуация постепенно начинает улучшаться. Например, Международная федерация конного спорта и Клуб владельцев конкурных лошадей несколько лет назад совместно учредили премию, которая ежегодно вручается владельцу лошадей, имеющих наибольший успех в спорте. В 2009 и 2010 году обладателями почетного титула стали Эрик Ламаз и Джон Флейшхэкер (Канада) в ознаменование достижений их жеребца голландской верховой породы Хикстеда. Эрик Ламаз является не только владельцем, но и спортсменом, выступающим на Хикстеде. В 2008 году пара выиграла олимпийское золото, а в 2010 на Всемирных конных играх Хикстед стал лучшей лошадью турнира, отпрыгав без штрафных очков четыре гита «финала четырех». В 2006 году «Владельцем года» стал Джон Хэйлс (Великобритания), владелец жеребца Арко, который выступал на соревнованиях под седлом Ника Скелтона. В 2005 году эта пара заняла первую строчку в рейтинге лучших спортивных конкурных пар FEI. К 2006 году общий денежный выигрыш Арко составил 635 тысяч фунтов стрелингов.
Тем не менее, путь владельца спортивной лошади не усыпан лепестками роз. Гораздо чаще эти люди сталкиваются с шипами, в изобилии имеющиеся у этих красивых цветов. Главным камнем преткновения для владельцев могут быть отношения со спортсменами. Даже наличие четкого договора и не менее четкие цели спортивной работы не могут уберечь обе стороны от разочарований. Как правило, владельцы, которые сами имеют опыт выступлений на соревнованиях, настаивают на том, чтобы принимать непосредственное участие в обсуждении планов тренировок и участия в турнирах их лошадей. Если владельцы заинтересованы только в победах и с трудом переносят поражения, то спортсмен должен готовиться к непростым отношениям, которые могут прерваться в самый ответственный момент. Тем не менее, современный конный спорт изобилует примерами долгого и успешного партнерства между спортсменами и владельцами лошадей.
Еще одной проблемой является непростой выбор между патриотизмом и желанием возместить хотя бы часть своих немалых расходов. Счастливых обладателей талантливых лошадей на постоянной основе осаждают потенциальные покупатели с Ближнего Востока, предлагая за них астрономические суммы. Среди представителей европейских стран мало таких, кто пересаживается с собственной яхты в седло своей лошади для того, чтобы принять участие в престижных конкурах для спортсменов-любителей, стартовые взносы в которых исчисляются суммами с тремя нулями. Владение спортивной лошадью скорее рассматривается не как бизнес-план, а как образ жизни и способ получить удовлетворение от побед своего питомца и поддержки любимого спорта.
Сердце самого пламенного патриота своей страны не может не дрогнуть от очень интересных предложений с Востока или из-за океана, и для того, чтобы сохранить “гражданство” лошадей топ-класса, особенно накануне Олимпийских игр, приходится идти на экстраординарные меры. Хорошо известны истории создания концессий из нескольких бизнесменов, которые выкупали высококлассных лошадей, уже зарекомендовавших себя в спорте, в тот момент, когда к их владельцам приходили предложения из других стран, от которых было очень сложно отказаться.
Как правило, такие концессии состоят из частных лиц, но в 2011 году Национальная федерация конного спорта Германии приняла участие в сохранении топ-лошади для своей страны. После Всемирных конных игр в Кентукки хозяйка чемпиона мира по троеборью Ла-Биостетик-Сэма приняла твердое решение продать лошадь как можно быстрее. Заинтересованность проявили покупатели из разных стран мира, но немецкая федерация приняла решение помочь выкупить лошадь, и стала обладателем части акций лошади. Впрочем, этот случай остается единичным, так как большинство национальных федераций в силу своих структурных и организационных ограничений не могут быть владельцами спортивных лошадей. Законодательство большинства европейских стран не предусматривает и какие-либо налоговые льготы для владельцев спортивных лошадей. Впрочем, национальные федерации прекрасно понимают, что без лояльных коневладельцев шансы спортсменов на медали невелики. Например, британская федерация делает много для того, чтобы они почувствовали себя частью национальной команды, начиная от заказа билетов и бронирования гостиниц во время основных чемпионатов и заканчивая бесплатным предоставлением формы национальной команды.
ОБСУЖДЕНИЕ
Добавить комментарий
Чтобы добавлять комментарии в этом разделе вам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться (ввести свой логин и пароль в соответствующую форму на главной странице)!
Избранные комментарии
4 февраля 2012, 16:11:09
Все комментарии
2 февраля 2012, 11:17:37
3 февраля 2012, 20:51:19
Все же интересно читать материалы не только о "святой троице" (лошадь-спортсмен-тренер), но также и о тех персонах, которые остаются "за кадром", но при этом оказывают непосредственное влияние на КС.
4 февраля 2012, 16:11:09
5 февраля 2012, 18:06:40
5 февраля 2012, 19:00:21
21 февраля 2012, 23:22:28
22 февраля 2012, 06:10:21