Что нам стоит кросс построить?
19 декабря 2011
Сколько стоит построить кросс? Самый насущный вопрос, которым задаются люди, желающие развивать троеборье. Глядя на внушительные и разнообразные препятствия Бадминтона или Кентукки, может сложиться впечатление, что без миллионных инвестиций не стоит даже задумываться о строительстве троеборного кросса. В действительности по ТВ мы видим только витрину спорта, за которой скрываются более рациональные и многочисленные трассы, которые не требует астрономических затрат. К сожалению, в России не так много кроссовых трасс, но без них не возможно развитие троеборья. Предлагаем вашему вниманию статью кросс-дизайнера международной категории Николая Петрова, в которой рассказывает о том, как же все-таки построить кросс...
Автор: Николай ПЕТРОВ, кросс-дизайнер международной категории
Первое что необходимо - это иметь огромное желание построить лучшую трассу полевых испытаний в России. Надо понимать что, основные затраты средств, происходят в начале пути. Осознавать, что трассу необходимо поддерживать и развивать в дальнейшем. С каждым годом трасса кросса должна становиться более совершенной, качественной и привлекательной для спортсменов и зрителей.
Трасса полевых испытаний строят в зависимости от того, для каких целей она создается. Если вы хотите проводить полноценное спортивное состязание по современным правилам троеборья, то здесь необходимо соблюдать установленные этими правилами параметры кросса. Если хотите построить трассу для соревнований среди детей, любителей, спортсменов на молодых лошадях, или тренировочную, то требования к ней менее строгие и ее можно построить даже на территории вашего клуба.
По опыту, для строительства трасс с дальнейшей перспективой проведения официальных российских и международных соревнований различного уровня сложности надо иметь 20-25 гектар территории. Желательно чтобы это была легко пересеченная местность с участками леса, одним-двумя небольшими оврагами. Хорошо если есть ручей или небольшое озеро. Конечно же, участок, на котором создается кросс, должен быть в собственности или хорошо охраняемым и защищенным от вандализма и разорения. Желательно чтобы территория кросса находилась не далеко (в пределах 500 м.) от конюшни, где располагаются участники соревнований. К ней должны быть хорошие подъезды и подходы. В близи кросса необходимо предусмотреть следующее; места для галопов, тренировки и разминки участников перед стартом, размещение служб (ветеринария, судейская, медслужба, пресса, кузнец, рабочие), а также стоянку автотранспорта, места для выездной торговли, детскую площадку, кафе, трибуну для зрителей и т.п.
Начинать работы лучше в конце лета, начале осени года, предшествующего планируемым соревнованиям. С чего начинать? Для того чтобы финансовые, физические и интеллектуальные усилия были не напрасны и оправдались на первом же старте начинать надо с приведения в порядок грунта, от качества которого зависит благополучие лошадей и спортсменов! Можно построить много правильных и красивых препятствий, но если грунт будет неподготовленным и не ухоженным, то всё соревнование потерпит неудачу. Каждая территория и грунт на ней имеют свои особенности. Глинистые, песчаные или каменистые почвы, смешанные, болотистые, с густым травяным покровом или трава растущая кочками. Все это необходимо учитывать для проведения ремонтных работ. Главное - это создать ровную травяную дорожку, которая выдержала бы различные погодные условия (ливень, засуха) в течении кроссового дня соревнований. У стационарных препятствий места отталкивания и приземления лошадей нужно делать всепогодными с грунтом, который должен выдержать копыта нескольких десятков лошадей в течение одного дня. Технологии создания дорожки и всепогодных мест известны и требуют соответствующей техники и материалов.
Исходя из собственного опыта, у меня, как и у любого кросс-дизайнера, уже сложился список материалов и механизмов, с которыми я работаю. Особо хочу акцентировать внимание на двух механизмах:
1. Трактор - должен иметь двигатель мощностью 70-90 л.с. Широкие колеса с плоским в шашечку протектором для езды по мокрой траве и газонам. Крепеж для работы с навесным импортным оборудованием (горизонтальная фреза, ротиватор, доминатор, культиватор и т.п.). Впереди трактор должен иметь подъемный механизм с ковшом и вилами для перевозки переносных препятствий.
2. Дорожный каток - должен быть на резиновом ходу с железным гладким вальцом. Идеальный вариант 5-7 тонн но можно пользоваться и 15-ти тонником (например, взять в аренду).
Работа этих механизмов очень важна в процессе подготовки кросса и перед каждым стартом. Эта же техника пригодится в обслуживании всех плоскостных сооружений на территории вашего клуба в течении всего года. Инструмент, которым выполняются столярные и грунтовые работы должен быть новым или в хорошем состоянии, от этого зависят сроки и качество работы. Пиломатериал и лес лучше заготавливать заранее, чтобы была возможность выбора нужного материала для определенных типов препятствий, и работа проходила бы без вынужденных перерывов. Чтобы будущие препятствия не деформировались, пиломатериал должен успеть высохнуть. Информация о количестве различных материалов (брус, доска, круглый лес, щебень, отсев, песок, грунт и т.п.) формируется в зависимости от поставленных задач и может быть посчитана с малой долей погрешности. По опыту, отходы от строительства деревянных конструкций и препятствий, минимальны. Даже опилки и обрезки веток идут на украшение и декорацию.
Обычно я совмещаю работу кросс-дизайнера с работой строителя кросса. Это совмещение имеет ряд преимуществ. Задумывая и планируя кросс, создавая его на бумаге, в дальнейшем я имею возможность в точности и своими руками построить задуманное. В мировой практике редко кто из кроссдизайнеров занимается его непосредственным строительством. Профессия же строителя кросса, столь же уникальна как, например, опыт приобретенный спортсменом международного уровня.
По моему мнению, кросс-дизайнер всегда должен иметь опыт в троеборье как спортсмен. В дальнейшем он должен попробовать себя в строительстве кроссов, в организации турниров по троеборью, пройти обучение на международных семинарах по кроссдизайну и посетить множество международных турниров с целью детального изучения увиденных трасс и их прохождения всадниками. Необходимо постоянно быть в курсе последних рекомендаций и технических разработок комитета по троеборью международной федерации конного спорта (FEI) в области безопасности кроссовых трасс и препятствий.
Как строитель кросса, обычно я работаю с бригадой из 4-х человек. Желательно, чтобы эти люди имели опыт столярных и строительных работ, но при желании, всему можно научиться достаточно быстро. При строительстве сложных препятствий, таких как канавы, системы из банкетов, водные препятствия и т.п. необходимы точные измерения расстояний, правильный крепеж конструкций, выверенное укладывание щебня, песка, грунта в дренажных системах. Всегда находится один, наиболее сообразительный человек, которому в дальнейшем я доверяю работу, не требующую моего присутствия. Желательно чтобы эти же люди оставались на обслуживание кросса в дальнейшем.
В процессе работы приходят новые идеи, и я всегда могу подкорректировать первоначальную схему кросса или расстановку препятствий и исправить некоторые недочеты. Очень важно, еще на стадии строительства, иметь возможность показать работу, услышать суждения и поделиться своими мыслями с другими кроссдизайнерами (или специалистами в области троеборья) и спортсменами. Это помогает посмотреть на свою работу другими глазами, увидеть то, что ты делаешь не так и учесть замечания.
Помимо строительства препятствий на маршруте надо предусмотреть их украшение. Дизайн делается из естественных материалов, таких как цветы, деревья, фрукты, овощи, сено, камыш и т.п. Все это понадобится за две недели до старта кросса. К примеру; одно препятствие сделано под овощной лоток и туда надо положить 5 ящиков яблок и 5 ящиков моркови, на другое 12-15 тюков сена, система препятствий будет украшена со всех сторон живыми цветами, посажеными в горшках или в грунт. У следующего будут стоять только две елочки по бокам, а засека из березовых веток не будет украшена ни чем. Если в вашей местности растет много березы, это хорошо. В противном случае ее надо будет заготовить в другом месте. Она понадобится для «забивания» так называемых засек. По опыту, надо нарубить около 2 тысяч березок высотой полтора - два метра, чтобы их хватило на две программы кросса.
Если ваши друзья захотят спонсировать строительство какого либо препятствия, то его можно украсить в том стиле, в каком они пожелают. Повесить на нем рекламу. Обычно для таких случаев организатором турнира готовится спонсорский пакет услуг.
Хорошо если на вашем кроссе работает один и тот же КД. Он планирует и последовательно улучшает каждый маршрут. Трасса должна быть интересна спортсменам и зрителям и совершенствоваться от соревнования к соревнованию. Обычно эти изменения составляют 15-20% от предыдущего маршрута. Они необходимы для воспитания всадников и лошадей и повышения их спортивного мастерства. Только красивый и постоянно меняющийся кросс будет вызывать живой интерес спортсменов, публики и принесет желаемый успех для организаторов турниров.
Полная троеборная трасса или несколько троеборных препятствий построенных для тренировки повышают привлекательность клуба в глазах арендаторов и клиентов, а проведение троеборных соревнований является одним из самых увлекательных занятий в мире конного спорта. Задумываясь о строительстве трассы, помните о том что, как и любое дело, его лучше поручить профессионалам. Опыт и знания - залог успеха!
Николай Петров – международный кроссдизайнер, международный Технический Делегат, судья Республиканской категории по троеборью.
Подробнее о строительстве кроссов – на сайте coursedesign.ru
Постскриптум^ Немного о безопасности
По статистике FEI трагические происшествия во время полевых испытаний по большей части были сопряжены с круговым переворотом лошади через препятствие, когда она накрывает всадника всем своим весом. Исследования в области безопасности ведутся во многих странах, где хорошо развито троеборье. Их основная цель - найти способы, как защитить всадника и лошадь от травм. Результаты аккамулируются в FEI и отражаются в рекомендациях по безопасности, а затем в правилах соревнований, где они становятся требованиями. Одно из новых требований - это обязательное ношение защитного жилета во время прохождения кросса. Требованием безопасности также является постепенное выполнение квалификационных нормативов для перехода на более сложный уровень соревнований. Зная и выполняя правила соревнований, спортсмены выполняют и правила по безопасности. Конечно же дух троеборья не истребим (сколько не пытались это сделать зеленые... исключить из программы Олимпийских игр и т.д.), профессионализм, смелость и трезвую голову никто не отменял. Никто не собирается делать из трассы полевых испытаний подобие конкура. Препятствия по прежнему "мертвые". Чтобы избежать несчастных случаев на определенного типа препятствиях (оксер, чухонец или стол) где чаще происходят падения с переворотом, вводится специальный разрушающийся крепеж (на втором сверху фото мы видим шведскую систему фирмы "mim"), который срабатывает как разрыв или облом. Падение жерди или верхней части стола происходит, когда при падении лошади нагрузка превышает на "индикатор" (на фото это красная клипса). Эта нагрузка равна приблизительно 250 кг. В этот момент жердь или верхняя часть стола падает вниз и переворот лошади прекращается. Конечно, даже в этом случае падения всадника и лошади избежать не удасться, падение проходит но без трагических последствий.
ОБСУЖДЕНИЕ
Добавить комментарий
Чтобы добавлять комментарии в этом разделе вам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться (ввести свой логин и пароль в соответствующую форму на главной странице)!
21 декабря 2011, 18:47:15
23 декабря 2011, 13:36:01
23 декабря 2011, 13:40:42