Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

Застыли кони Петербурга

15 января 2002

Этой статьей мы хотим напомнить читателю о не самых известных, но безусловно значительных произведениях искусства, воплощенных в образе "застывших" коней, которые украшают Северную столицу.

Автор: В.С. Успенский, впервые опубликовано в журнале Кони Петербурга

Ведя разговор о конных скульптурах, мы воздержимся останавливать внимание на известных памятниках, о которых существует множество пространных публикаций, таких как: "Медный всадник" Этьена-Мориса Фальконе, кони Петра Клодта на Аничковом мосту, статуя Петра I Бартоломео Растрелли у Инженерного замка или о лошади памятника Николаю I того же Клодта. Впрочем, мы не можем воздержаться, не сказав восхищенных слов по поводу фигуры коня на этом памятнике. Обычно вздыбленные кони в других скульптурах поддерживаются - либо стоящей рядом фигурой человека, либо хвостом лошади и змеем, как у "Медного всадника". Клодт же смог поставить тонкие задние ноги изящного коня только на две крохотные площади копыт. Удивительный расчет конструкции!

Итак, обратимся к тем изваяниям, которые не столь известны широкой публике, хотя они и не оставлены без внимания в описаниях книг, статей и в репродукциях. Наша задача лишь напомнить о них.

Есть в городе скульптуры довольно известные, но мы зачастую, проходя мимо, их не замечаем, так как они водружены над нашими головами, а если и замечаем, то, видя их на расстоянии, не имеем возможности рассмотреть детально.

Нарвские ворота (Колесница Победы)

31 июля 1814 года ликующий Петербург встречал доблестные войска, возвращающиеся из Нарвы после разгрома наполеоновской армии в Европе. В их честь на Петергофской дороге были выстроены Триумфальные ворота, увенчанные колесницей с впряженной в нее шестеркой лошадей. В тот день по обеим сторонам ворот на просторных трибунах расположились представители рядового дворянства и именитого купечества. Особую трибуну занимал Александр I и члены императорской фамилии. Всё остальное пространство занимала тысячная толпа горожан. Под восторженные возгласы публики под воротами маршем проходили воины лейб-гвардии Преображенского, Семеновского, Измайловского, Егерского полков и Гвардейский Морской экипаж.

Величественные, богато украшенные ворота, которые стали именоваться Нарвскими, были построены видным петербургским архитектором Джакомо Кваренги и скульптором И. И. Теребеневым. Основным строительным материалом были дерево и алебастр. Построенное из этих материалов сооружение стало разрушаться, и пришла необходимость поставить новые ворота из более прочных материалов, сохраняя при этом принцип конструкции и внешний вид, разработанные Кваренги. Эту работу поручили одному из главных архитекторов Петербурга В. П. Стасову, который выбрал для строительства кирпич с последующим покрытием его красной листовой медью.

17 августа 1834 года состоялось торжественное открытие новых Триумфальных ворот. В нашу задачу не входит описание самих ворот, в данный момент нас интересует лишь конная группа, венчающая это сооружение, а работали над ней видные русские мастера того времени. Шестерка великолепных коней, поднятая на задние ноги и развернувшаяся подобно вееру, словно остановившаяся перед строем победителей, выполнена П. К. Клодтом. Сама боевая колесница исполнена по чертежам В. И. Демут-Малиновского. А крылатая богиня Победы, одетая в античную тунику, с лавровым венком и пальмовой ветвью в руках - символом миролюбия и славы, изваяна С. С. Пименовым. Все скульптуры ворот были отлиты умелыми руками рабочих Александровского казенного литейного завода. Руководитель этих работ Б. Пранг был награжден Золотой медалью.

Ровно через 131 год, также как в июле 1814-го, в июле 1945 года через Нарвские ворота прошли с почетом воины Ленинградского фронта, вернувшиеся после разгрома гитлеровской Германии в Отечественную войну 1941 - 1945 годов.

Александринский театр (Квадрига Аполлона)

Теперь остановимся на площади имени А. Н. Островского, у Театра драмы имени А. С. Пушкина. Как известно из древних мифов, некоторые олимпийские боги имели свои "персональные" колесницы. Так, у Зевса - золотая колесница с белыми конями, у Плутона - с черными конями, а у златокудрого бога Солнца и Света Аполлона, одной из задач которого было покровительство искусствам, колесница как и у Зевса, была из чистого золота.

Гениальный русский зодчий Карл Росси, создавший одно из лучших своих произведений - театр в Петербурге, названный в честь жены императора Николая I - Александры Федоровны, водрузил на фасаде здания квадригу лошадей с фигурой Аполлона. Модель этой скульптуры создал С. С. Пименов, которого мы знаем по работам над Нарвскими воротами. На этот раз он трудился один. И вот, в августе 1832 года, ко дню открытия театра, выбитая из красной меди квадрига установлена на аттике фасада. Четверка с горящими, раздувшими ноздри лошадьми, впряженными в колесницу, несется прямо на зрителя, словно готовая спрыгнуть на расстилающийся перед нею сквер. Сам Аполлон с лавровым венком на голове стоит в колеснице, держа в левой руке старинный инструмент - кифару, а в правой - венок, предназначенный победителю соревнования. В скульптуре тщательно проработаны детали самой фигуры и колесницы, на которой изображены барельефы муз. Арка Главного штаба

И еще одна грандиозная колесница с лошадьми, украшающая наш город, парит над простором Дворцовой площади. Ее создали уже известные нам В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов. Разместилась она на величественной арке, воздвигнутой в честь триумфа России по случаю победы над армией Наполеона. Соединяет арка здания Главного штаба. Создатель этой огромной ленты фасада, опоясывающей часть площади от Невского проспекта до набережной реки Мойки, - архитектор Карл Росси. Арку, украшенную военными доспехами и статуями воинов, венчает колесница с лошадьми. Здесь лошади не вздыблены, а как бы торжественно выступают, ведомые слева и справа воинами в римском облачении, в касках и с пиками. Лошадей шесть, и в середине их строя просматривается боевая колесница с крылатой женской фигурой - Никой, олицетворяющей победу. В правой руке она держит лавровый венок для победителей, а в высоко поднятой левой - полководческий жезл с двуглавым орлом. Эта сложная монументальная композиция почти 16 м в длину и 10 м в ширину на величественной арке органично гармонирует со всем огромным зданием. Торжественное открытие арки с Триумфальной колесницей состоялось в тот день, когда солдаты русской гвардии возвращались в Петербург с военных действий по освобождению балканских народов из-под турецкого ига.

В наши дни эта конная скульптура потребовала реставрации, и ее на время закрыли деревянными лесами. В новогоднюю ночь 2001 года, когда вся Дворцовая площадь была заполнена шумным праздничным народом, гремела музыка, раздавался треск петард и фейерверков, одна из петард попала в деревянное ограждение скульптуры. Возник пожар, усугубивший разрушение памятника. Только что отреставрированная фигура Ники обгорела. Таким образом, усложнились работы по восстановлению.

Пока мы можем видеть изображение общего вида скульптуры на плакате, прикрепленном к новым лесам. Будем надеяться, что к 300-летию Петербурга великолепная колесница Победы будет восстановлена.

Конногвардейский манеж (Центральный выставочный зал)

Теперь мы поднимемся по широкой лестнице Центрального выставочного зала на Исаакиевской площади, где раньше располагался Конногвардейский манеж. Нас встречают два вздыбленных беломраморных коня с обнаженными фигурами юношей, усмиряющих диких коней. Это так называемые Диоскуры. Согласно древнегреческой мифологии, это прозвище получили неразлучные братья-близнецы Полидевк и Кастор, принимающие участие в смелых героических предприятиях: Полидевк сражался в кулачных боях, а Кастор славился умением укрощать диких коней. Привезенные в 1816 году из Ливорно через Кронштадт в Петербург, эти скульптуры являются копиями, изготовленными в итальянском городе Каррадо мастером Трискорни, они были установлены при входе в манеж, где происходила выездка лошадей лейб-гвардии Конногвардейского полка. Вздыбленные кони кажутся высокими, но в них есть явная несоразмерность. Если представить, что они опустились на все четыре ноги, то по высоте они окажутся значительно меньше в сравнении с юношами. Поскольку фигуры лошадей изваяны не из металла, а из мрамора, то они не могут стоять на задних ногах, поэтому в данном случае применен известный способ подпорок в виде тумб.

Любопытна судьба этих скульптур. Во время строительства Исаакиевского собора духовенство посчитало непристойным соседство обнаженных фигур, и в 1840 году скульптуры были перенесены к казармам Конногвардейского полка в конец Почтамской улицы. Здесь для них возвели специальные гранитные пьедесталы, где кони были поставлены головами один против другого. Простояли они так более 100 лет и только в 1954 году вернулись на прежнее место. А два оставшихся пьедестала, уже без лошадей, можно видеть и по сей день.

А теме лошади в этом манеже отведено еще одно место. За Диоскурами на стене над центральным входом имеется барельеф, где изображены сцены спортивных игр людей с лошадьми и фигуры судей, следящих за соревнованиями.

Ул. Маяковского, 15

Теперь перейдем к весьма примечательному зданию, о котором не знают многие любители лошадей. Этот обыкновенный с виду трехэтажный дом был построен в 1885 году архитектором В. Ф. Харламовым и находится на улице Маяковского (бывшей Надеждинской) под = 15. Здесь до революции располагалось весьма солидное учреждение - Главное управление государственного коннозаводства, которое ведало конюшнями, аукционами для продажи лошадей, обществами конских испытаний, скачками, конскими выставками. Здесь также было Главное управление Российского общества покровительства животным, и, кроме того, - редакция ежемесячного журнала "Коннозаводство".

Над парадным входом и воротами здания установлены два чугунных барельефа работы А. Л. Обера. На одном из них три всадника на трех лошадях и две стоящие персоны в цилиндрах, тут же еще один всадник, вставивший ногу в стремя и готовый сесть в седло. На другом барельефе две лошади на задних ногах и перед ними всадник, держащий их за узду, а рядом еще два вздыбленных коня. Когда-то над этими барельефами были металлические козырьки. Сейчас эти черные барельефы значительно "травмированы" и требуют реставрации.

При входе во двор привлекает внимание низкое круглое здание с полукруглыми окнами и ребристым железобетонным куполом, окруженным легкой металлической решеткой, - это здание манежа. Двор, где когда-то находились конюшни, ныне перестроен. Сохранились галерея, идущая от манежа к двухэтажному зданию с большими окнами, и чахлый кусочек бывшего садика с двумя деревьями, и жалкий кустик. Исчезли чугунные головы лошадей, украшавшие стены конюшни. В самом манеже несколько лет тому назад располагалась балетная труппа "Хореографические миниатюры", руководимая выдающимся балетмейстером Л.В.Якобсоном, а после него А. А. Макаровым. Сейчас это помещение в забвении, и через загрязненные окна виден склад какой-то рухляди. Обидно.

Угол Садовой улицы и площади Тургенева

В 1909 - 1910 годах на углу Садовой улицы и Покровской площади, названной так по снесенной в 1934 году церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы (ныне площадь Тургенева), по проекту крупного мастера модерна и неоклассицизма инженера-архитектора С. Г. Гингера было построено солидное здание, владельцем которого стал генерал-лейтенант П. П. Баранов. Со стороны Садовой выделяется парадный вход, украшенный по бокам двумя пилястрами с рельефным орнаментом и четырьмя медальонами. Дом значится под номером 111/113. Над входом, в глубокой тесной полукруглой нише разместилась квадрига лошадей, впряженных в римскую колесницу. Хорошо видна первая крайняя лошадь, а другие три в притемненной нише едва просматриваются. Вряд ли эта скульптурная композиция представляет какую-либо ценность, но так или иначе, это безусловно уважительная дань лошади, видимо, почитаемой владельцем этого дома.

Коломенская ул., д. 45

Выйдя из метро "Лиговский проспект", пройдите через подземный переход на соседнюю Коломенскую улицу. В конце этой улицы, которая упирается в Волоколамский переулок, на угловом сером двухэтажном доме под = 45 вы увидите на фасаде две выделяющиеся чугунные головы лошадей. Их облик с большими, как кажется, встревоженными глазами, говорит о том, что эти лошади отнюдь не для праздных прогулок. Когда-то в этом здании помещалась большая конюшня, а ныне Ветеринарная станция Центрального района.

4-я Советская, д. 5

Если вам доведется побывать на 4-й Советской улице, подойдите к дому = 5, там на фасаде, почти под самой крышей вы увидите небольшие изображения домашних животных, в том числе и головы лошадей. В небольшом дворике, в стене сохранилось единственное кольцо, к которому, по-видимому, привязывали лошадей. Здесь когда-то была Центральная ветеринарная поликлиника, а сейчас - Управление ветеринарии.

Мост лейтенанта Шмидта

Идущий или проезжающий по мосту имени лейтенанта Шмидта (в прошлом Благовещенскому) невольно любуется его словно из кружев сплетенными перилами. В центре каждой из секций изображены символы водной стихии: трезубец Нептуна, раковина и два морских конька с изогнутыми шеями и копытцами-ластами. Эти массивные и вместе с тем кажущиеся легкими ажурные перила спроектированы великолепным архитектором А. П. Брюлловым.

Цирк на Фонтанке Теперь остановимся у круглого здания цирка на Фонтанке. Как известно, все цирковые здания круглые, и этим мы, прежде всего, обязаны лошади (смотри историю цирка). Здание нашего цирка построено по проекту видного петербургского архитектора В. А. Кенеля, и закончено строительство в 1877 году. Облик этой постройки схож с теми театральными зданиями Петербурга, которые в то время возводились. Его фасад, окна, проемы украшало множество стилизованных деталей. Стены по кругу опоясывали смеющиеся лица людей, маски и пилястры с лошадиными головами... Но в 1964 году при реконструкции цирка для увеличения площади помещения были воздвигнуты новые стены, а все украшения безвозвратно исчезли. Ныне высоко над центральным входом в цирк, по бокам, под карнизом мы можем увидеть только два круглых медальона с головами лошадей.

Памятник В. Труцци *

Здание цирка напоминает нам и о гастролях на его арене выдающегося дрессировщика лошадей Вильямса Труцци (1889 - 1931), который скончался в этих стенах. Верные его партнеры - лошади - сопровождали траурную процессию с его телом на кладбище Александро-Невской лавры. Там на его могиле был установлен памятник работы скульптора Пуцилло. На гранитной стелле в бронзовом берельефе увековечен Труцци - на его любимой лошади Альбоме и в костюме цирковой пантомимы "Карнавал в Гренаде". А сидящие на гранитном барьере перед барельефом две каменные фигурки лошадей как бы олицетворяют послушание воле дрессировщика. Ныне это надгробие перенесено на литераторские мостки Волкова кладбища, где покоятся видные деятели литературы, науки и искусства.

Памятник Чапаеву на Политехнической ул.

Не многие знают о памятнике в нашем городе, установленном перед главным фасадом здания Академии связи имени С. М. Буденного на Политехнической улице. Здесь, на высоком пьедестале начертано: "Василию Ивановичу Чапаеву". Перед нами большая скульптурная композиция, во главе нее - на великолепном скачущем коне, с обнаженной саблей - фигура полководца, призывающего к атаке, а вокруг него в наступающем порыве: пулеметчик, работница, пожилой крестьянин и красноармейцы с винтовками. В 1932 году впервые подобная скульптура, созданная прекрасным мастером М. Г. Манизером, была установлена в городе Самаре. В 1933 году было исполнено ее авторское повторение, и оно примечательно тем, что установили его у Академии связи силами воинов в самую тяжелую блокадную ленинградскую зиму 1942 - 1943 годов, как символ мужества и бессмертия.

Мраморный дворец. Памятник Александру III и барельеф

Едва мы войдем через ажурные ворота во двор-сквер Мраморного дворца на Миллионной улице, как перед нами возникнет большая грузная лошадь с не менее грузным седоком в военной форме, высоких сапогах и каракулевой шапке - это Александр III. Если до этого мы видели грациозных лошадей в движении, то здесь тяжелая лошадь с укороченным хвостом, со склоненной головой стоит, словно прикованная к земле и, если вдруг сдвинется, то своею мощью подомнет все на своем пути. Автор этого памятника - видный скульптор П. П. Трубецкой. Первоначально установлен этот монумент государю в 1909 году в центре сквера на Знаменской площади (ныне пл. Восстания) лицом к Московскому вокзалу. В момент открытия памятника с Петропавловской крепости раздался пушечный салют, зазвенели колокола с соседней Знаменской церкви (ныне снесенной), зазвучал военный оркестр.

В течение многих лет по-разному оценивают художественное достоинство и идейное значение этого монумента; спорят и политики, и художники разных направлений, и простые зрители. После революции, в 1927 году пролетарский поэт Демьян Бедный на пьедестале памятника начертал четверостишие, где была такая строка: "Стою здесь пугалом чугунным для страны". С легкой руки поэта многие обыватели называли памятник "пугалом". Следует уточнить: памятник отлит не из чугуна, а в бронзе, и обошелся по тем временам в баснословную сумму - 1 миллион 200 тысяч рублей.

Как бы ни противоречиво было отношение к этой скульптуре и к личности самого императора, к его "тяжелой" государственной деятельности, в трактовке памятника, который создавался во время общественной и революционной борьбы, чувствуется явно обличительный и сатирический смысл. Эта работа говорит о незаурядном мастерстве скульптора, получившего высокую оценку многих его работ, помимо этого памятника, у таких специалистов России, как И. Репин, А. Бенуа, и в других странах, в том числе у великого О. Родена, завоевавшего вместе с Трубецким "гран-при" на Всемирной выставке в Париже.

Этот памятник поистине "памятник-скиталец". В 1938 году он был снят с пьедестала у Московского вокзала и в марте 1939 года установлен в Михайловском саду. В Отечественную войну он был укрыт, а по окончании войны его спрятали от посторонних взглядов за забор в маленьком дворике Русского музея, и только в 1998 году, когда с невысокого пьедестала съехал броневик, на котором якобы выступал В.И.Ленин, на его место на коне "въехал" император Александр III, и мы теперь можем лицезреть этот монумент, определяя свое отношение к произведению Трубецкого.

Отступив несколько шагов от этого памятника, обратим внимание на стену соседнего здания. Это служебный флигель для дворцовой прислуги и служителей манежа, построенный архитектором П. Е. Егоровым. Стену украшает большой фриз, растянувшийся на 70 м и по сюжету названный "Служение лошади человеку". Расположенный под самым карнизом здания, фриз состоит из четырех барельефов с изображением людей и 33-х лошадей, причем все они выполнены в натуральную величину.

Сюжет фриза и все его фигуры исполнил всё тот же П. Клодт по рисункам композиции А. П. Брюллова. Поскольку в этом здании находились великокняжеские конюшни и манеж, то и тематика фриза связана именно с лошадьми и рассказывает об эпизодах из античной жизни: лошади, подвергающиеся испытанию, их судьи, сцены кавалерийской скачки и парадный выезд в карете вельможи, эпизоды охоты, преследование оленей. Люди на фризе в античных одеждах.

Если лошадь Александра III была "скитальцем", то есть в нашем городе лошади, которые "ускакали" со своих мест, и мы их больше не увидим.

Памятник в. к. Николаю Николаевичу (старшему)**

Так, на манежной площади в сквере, на том месте, где недавно сооружен фонтан, стоял памятник великому князю Николаю Николаевичу (старшему) (1831 - 1891) - сыну императора Николая I, занимавшему высокие военные посты. Во время войны с Турцией 1877 - 78 годов он был главнокомандующим русской армией. За заслуги был пожалован чином генерал-фельдмаршала. На высоком пьедестале памятника с богатым скульптурным оформлением, стоял стройный конь с сидящей на нем фигурой великого князя. Головы всадника и лошади направлены в одну сторону, будто они увидели там что-то значительное.

Великий князь прославился как освободитель балканских народов от турецкого ига. На пьедестале памятника - горельефы, изображающие сцены этой военной компании, в т. ч. битва на Шипке, и портреты членов российской императорской семьи, августейших особ и военачальников балканских стран. Скульптор - итальянец Поетро Канонико, строитель - военный инженер И. П. Ставицкий. Памятник был открыт 12 января 1914 года... и разрушен в январе 1919 года согласно Постановлению Совнаркома "О снятии художественных памятников, поставленных царями и их слугами".

Конюшенная площадь

Многие знают большое вытянутое здание на Конюшенной площади. Ранее здесь размещалось Конюшенное ведомство и казармы лейб-гвардии Павловского полка: конюшни, сараи, жилища для конюшенных служителей, а в центре находилась и находится по сей день церковь Спаса, в которой скорбный Петербург прощался с покойным А. С. Пушкиным. Раньше главный фасад этих зданий был обращен к реке Мойке, и его центральный павильон с восьмигранной башней имел купол, который венчала отлитая из меди золоченая фигура вздыбленной лошади на шаре. И эта лошадь исчезла.

Исаакиевская пл., д. 10

В 1911 - 1912 годах на Исаакиевской площади было выстроено здание Германского посольства по проекту немецкого архитектора П. Беренса. Не прошло и двух лет, как была объявлена первая мировая война 1914 года. 4-го августа разъяренная толпа, подогреваемая патриотическими лозунгами, крушила всё немецкое: витрины, магазины, булочные. К тому же пронесся слух, будто бы в стоявшей на крыше посольства скульптуре, изображающей лошадей и двух юношей, спрятаны шпионские передатчики. Наиболее смелые из толпы забрались на крышу, набросили веревки на фигуры и коней, а стоявшие внизу стянули всю эту массивную скульптуру на землю. И этих коней нет.

Мы рассказали о некоторых "застывших" конях в скульптурах, не забывая однако о том, что самый главный конь нашего города создан Фальконе и на нем восседает основатель Петербурга - Петр первый.

* Подробнее о В. Труцци можно узнать из увлекательнейшей книги В. С. Успенского "Рыцарь арены", 1998, которую можно приобрести в магазине "Подкова" на Ропшинской ул., 32 (м. Чкаловская), а также позвонив М. Воробьеву по тел. 246-23-96.

** Подробно об этом памятнике рассказывается в статье А.Георгиева в газете "Серебряная шпора", 1/1996, а о великом князе Николае Николаевиче старшем - в статье И.Хиенконой в =1/1999 журнала "Кони Петербурга".

ОБСУЖДЕНИЕ