Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

В кино лошади умирают по-настоящему?

25 октября 2000

Динамичные, насыщенные событиями приключенческие фильмы невозможно себе представить без умопромрачительных погонь и трюков, в которых нередко участвуют лошади. Многие актреы вынуждены учиться искусству верховой езды, и некоторые из них даже готовы долгие годы отдать тренировкам, чтобы самостоятельно выполнять некоторые трюки. Но чаще всего на съемках с участеим лошадей без настоящих профессионалов не обойтись.

Автор: Владислава Смирнова (Золотой Мустанг)

Такой кадр знаком каждому: атака, лошади, несущиеся галопом, и друг на переднгем плане одна из них падает, переворачиваясь через голову. На этом месте кадр обрывается. Все знают, что "убитый" всадник тут же встанет и пойдет покурить с коллегами, а всегда ли поднимется упавший конь? Соменения на этот счет зародились после неофициальной беседы с представителями одной из небольших любительских трюковых студий, которые сообщили, что классический трюк - подсечку - лошадь может выполнить от силы четыре-пять раз, шестой уж точно будет для нее роковым.

На съемках киноэпопеи "Война и мир" погибло немного-немало две сотни лошадей. Мы, конечно, не поверили, - мало ли какие бывают разговоры, сплетни, но решили обратиться к людям, чья работа напрямую связана с выполнением конных трюков в кино с вопросом "Насколько опасны трюки-падения для самих лошадей?"

Рассказывает Мухтарбек Кантемиров, художественный руководитель конного театра "Каскадер" и непосредственный исполнитель конных трюков в десятках художественных фильмов: "Действительно, на съемках фильма "Война и мир" произошел большой скандал, связанный с лошадьми. По сценарию в одной из сцен с обрыва падает конница. Для этого режиссер взял партию лошадей с мясокомбината. Посмотреть на съемки собралось много зрителей, детей и на глазах у всех лошадей подвели к обрыву, и животные всей кучей стали падать вниз. Эту кучу малу, мелькающие в воздухе головы, ноги, снимали. Сцена получалась не просто достоверной - натуральной. На справедливое возмущение режиссер хладнокровно отвечал: "Их все равно на мясо!"

Как бы то ни было, такую работу в фильмах нельзя отнести к трюкам. Когда действительно ставятся трюки с лошадьми, работают профессионалы, это не представляет опасности ни для лошади, ни для всадника. Взять классический трюк - подсечку, технику выполнения которых в кино разрабатывал Алибек Кантемиров. Суть его такова: на лошадиные ноги выше копыт надетя два кольца, от них идут ремни - штрабаты. Всадник держит в одной руке повод, в другой руке тот самый ремень в нужном месте фиксирует лошади ноги. Лошадь "приходит" на колени, корпус поджимает сзади, и она переворачивается. Всадник вылетает, оттолкнувшись ногами или от земли, или от стремян. ГЛавное условие безопасности лошади - она должна быть в сборе при выполнении этого трюка.

Если подсечку выполняет профессионал, то он учитывает все эти моменты, а дилетант может об этом просто не знать. У неопытных людей часто при падении лошадь вытягивает голову, тело наезжает на голову сзади и происходит самое страшное - шейные позвонки ломаются".

Безусловно, подсечка опасна для лошади. В США под напором общества защиты животных уже несколько лет как падение через подсечки при съемках фильма запрещено. У них подчески заменили повалом - лошадь поднимают на свечку, сгибают шею на сторону, у лошади смещается центр тяжести, и она валится на бок. Так считается безопаснее. Но еще до запрета подсечек сцену допускали в фильм лишь при условии ,что в кадре видно, как лошадь падает, встает и убегате - то есть с ней все в порядке. Если конец был отрезан, сцена не могла войти в вкартину. ТАким образом, зритель убеждался, что с лошадью ничего страшного не случилось (при этом актерам подчас приходится несладко: например, отважный Арнольд Шварценеггер уже несколько раз получал травмы, пытаясь самостоятельно выполнить повал, а Мила Йовович на съемках фильма "Жанна д'Арк" чуть не угодила под копыта).

Если бы речь шла только о трюковом искусстве! К сожалению, как в случае с "Войной и миром", есть режиссеры, которые просто недостойно относятся к лошадям. Помните фильм "Ищи ветра"? Так вот, в нем нужно было снять расстрелянный табун. Чтобы заставить лошадей лежать неподвижно, им крепко-накрепко связали ноги. Это снимали на Дону, и лошади с ближайшего конного завода лежали на 30-градусной жаре связанными. Ноги им скрутили крепко, плюс долгое лежание - у лошадей нарушилось кровообращение, кровь не приливала к копытам, в общем, для многих коней съемки кончились плачевно.

Светлана Дружинина, кинорежиссер и актриса, режиссер трилогии о гардемаринах: "Если говорить о конных трюках в кино, в частности о подсечках, то они, конечно, опасны. Главный залог успешного выполнения - опытный каскадер. Если вы берете опытного всадника, все заранее хорошо предусматриваете, аккуратно готовите площадку, установите сразу несколько камер с разными оптиками, то достаточно одного дубля, одного падения, а значит меньше риска.

Да, на съемках бывает всякое, но на моих картинах не пострадала ни одна лошадь. Я вообще очень люблю лоашдей".

Игорь Лаптев, постановщик конных трюков, каскадер, руководитель конной группы "Каро":

"Подсечки для лошади действительно опасны - при неквалифицированном выполнении лошадь может сломать себе шею, такое бывает. На Западе, например, с некоторых пор в фильмах используют только завалы - как бы падения за счет смещения центра тяжести и нарушения равновесия. Завал считается безопаснее. Хотя на самом деле при квалафицированном подходе подсечка для лошади безопаснее.

Да, на съемках к сожалению, встречаются травмы и гибель лошадей. В "Первую конную" вошла сцена, где прямо в кадре гибнет лошадь, но вряд ли может погибнуть в трюковой работе сотня голов - как правило, даже на крупных картинах трюки выполняют не более десятка специально подготовленных лошадей. Несколько голов делают трюки, и с них снимают много дублей.

Чаще всего на съемках несчастные случаи с лошадьми происходят по глупости или недосмотру. За все существование нешей группы у нас погибла одна лошадь. На ней сидел актер из массовки - нас в тот день вообще не было на площадке - и, проехав полкруга, каки-то образом умудрился распороть коню брюхо. В трюках при выполнении подсечек за десять лет работы у нас ни одна лошадь не получила травм".

Анатолий Клименко, директор конного театра "Каскадеры":

"Трюки в кино - самый опасный для лошади вид работ. В кино не бывает стабильных условий для работы - пересеченная местность, препятствия, после преодоления которых трудно ручаться за судьбу лошади. Кроме известных всем подсечек в кавалерийских атаках существуют падения с высоты в воду, в каньон - в этих случаях лошадь заведомо пускают на верную гибель, и все решает удача: повезет лошади - она останется цела, нет - значит, нет.

Не считая таких крайних случаев, опасность при съемках фильмов для лошадей действительно велика. Только 50 процентво успеха при выполнении трюков зависит от мастера и опыта всадника, а 50 процентов остается на удачу - как лошадь приземлится в той же подсечке. В любом случае результат может быть непредсказуемым.

Совсем недавно наши каскадеры в частности участвовали в съемках фильма "Волчья кровь". Съемки были насыщены трюками, очень тяжелые. По сюжету ему пришлось посылать лошадь прыгнуть в песчаный каньон. Предварительно постарались все максимально обезопасить, но лошадь никак не хотела прыгать с обрыва - останавливалась на краю как вкопанная. Что делать? Лошади завязали глаза и снова повели к краю. Она почувствовала, что перед ней пустота, некоторое время поколебалась, но потом оттолкнулась, что было сил и прыгнула. К счастью все обошлось, хотя сам прыжок и полет составляли несколько десятков метров. Но лошадь испытала настоящий шок, и второй раз к обрыву подходить отказалась.

Мы относимся к таким вещам отрицательно и не используем своих лошадей для подобной работы. Основную ставку делаем на мастерство каскадера, он раскрывает умение лошади и полностью обеспечивает ее безопасность. Нас не прельщает подвергать лошадь риску ради минутного успеха - мы вкладываем годы труда, и считаем такой риск не только нецелесообразным, но и неэтичным по отношению к лошади".

Комментарии Российского общества покровительства животным:

"Уже много лет в зарубежных странах (США, Англии, Франции и др.) запрещены съемки и демонстрация фильмов со сценой жестокости по отношению к животным, а мы считаем проявлением жестокости по отношению к лошадям съемки сцен, в которых лошадь погибает или получает травмы, несовместимые с жизнью. На этот случай за рубежом существует законодательство, согласно которому, как мы уже говорили, в фильм не могут войти сцены жестокого обращения с животными, в титрах должна обязательно присутствовать фраза "При съемках фильма не погибло ни одно живое существо". Без такой сноски фильм не может выйти на экран.

Если бы западным общестам защиты животных стали известны факты гибели лошадей во время съемок фильма "Война и мир" и других, то такие факты могли считать причиной запрета демонстрации фильмов на зарубежных экранах.

За рубежом за соблюдением соответствующего законодательства следят представители национальных зоозащитных организаций. К сожалению, Российское общество покровительства животным не в состоянии контролировать работы киноиндустрии. Однако мы по мере своих возможностей стараемся противостоять жестокому обращению с животными. Так, по инициативе Общества была принята статья 245 УК "О жестоком обращении с животными", согласно которой за преднамеренное причинение вреда животным в коммерческих целях предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет.

Если у кого-либо хватило бы смелости сообщать нам о случаях жестокого обращения с лошадьми и не только на съемках фильмов, мы могли бы воспользоваться этой статьей и защитить животных".

P.S. Кино, конечно, высокое искусство. Искусство, как известно, требует жертв. Но разве есть такое искусство, которое стоит гибели пусть даже одной единственной лошади?

ОБСУЖДЕНИЕ

comment 0 1 comment 0
0 0
+1
!!!Alina!!!
30 июня 2011, 12:00:11
когда я смотрела отрывок из фильма "Резвая" я не могла сдержать слез!
comment 0 0
0 0
+1
!!!Alina!!!
30 июня 2011, 12:04:54
А еще мы удивляемся что разные породы в опасности можно и не удивляться раз в фильмах лошади погибают по настоящему.

На справедливое возмущение режиссер хладнокровно отвечал: "Их все равно на мясо!" Мне бы было жалко лошадь даже если ее и на мясо.