Однажды три друга загорелись идеей производить адыгейский сыр и даже сделали несколько партий. Но в итоге выяснилось: сбывать продукт не так-то просто – нужно быть достаточно раскрученным производителем, чтобы организовать поставку сыра по магазинам, да еще и с рассрочкой платежа. Совершенно случайно по Discovery увидели ролик про изготовление резных свечей и решили: это именно то, чего не хватает российской действительности.
Мы прошли пару пролетов по длинному темному коридору и оказались на территории, окруженной старинными зданиями. Казалось, еще несколько минут, и перед нами предстанет центр производства резных свечей – настоящая свечная фабрика.
«Вы, наверное, рассчитываете увидеть фабрику в полном смысле этого слова?» –заметил Михаил за несколько шагов до того момента, как мы вошли в скромную, но очень уютную комнату. «Не удивляйтесь. Мы же производим, значит, должны назваться либо фабрикой, либо заводом. Свечной заводик уже был в “12 стульях”, поэтому решили выделиться».
Шли мы действительно по территории настоящего завода, в котором Михаил, Андрей и Дмитрий арендовали помещение и запустили собственный бизнес. А в итоге оказались в просторной комнате, больше похожей на служебное кухонное помещение.
![](http://www.e-kontur.ru/Files/userfiles/image/Image/IMG_0825.jpg)
Накануне нашего приезда предприниматели отправили большой заказ, поэтому комната кажется пустой.
![](http://www.e-kontur.ru/Files/userfiles/image/Image/IMG_1210.jpg)
Самая маленькая свеча. Ее стоимость в рознице – 350 руб.
Температура воздуха в комнате – 30 градусов. Влажность 100 %. Михаил подошел к большому прибору в центре комнаты и пояснил: «Это паровая баня. Внутри – водяная рубашка, контейнеры с краской. Правда, теплоизоляцию пока не сделали, поэтому в комнате так душно. Можно сказать, что с него и начался наш свечной бизнес. Самостоятельно подготовили чертежи, наняли бригаду сварщиков и в итоге получили готовый бизнес-инструмент».
Пионеры На момент старта бизнеса рынок резных свечей был представлен в виде 8 - 10 групп «В Контакте». Только 2-3 из них могли претендовать на звание конкурентов. Все остальные принадлежали пользователям, для которых резные свечи не больше чем хобби.
Михаил вспомнил про фартук с логотипом фабрики и предложил Андрею и Дмитрию переодеться. Наверное, не столько для фотогеничности, сколько для того, чтобы подчеркнуть успешность начинания: «Мы были пионерами в этой отрасли. Когда стартовали, не с кем было даже посоветоваться. Доходило до смешного – четыре месяца искали красители. В итоге полностью испортили первую партию свечей. Все подготовили, отправили заказчику, а потом выяснилось, что цвета исчезли. Пришлось переделывать за свой счет. Все осваивали с нуля, поэтому путь был достаточно долгий».
![](http://www.e-kontur.ru/Files/userfiles/image/Image/IMG_0923.jpg)
Предприниматель Михаил Попов
![](http://www.e-kontur.ru/Files/userfiles/image/Image/IMG_0941.jpg)
Слева – Андрей Макеев. Справа – Дмитрий Саднов.
Под словом «долгий» Михаил имел в виду два года. Ровно столько потребовалось владельцам фабрики для того, чтобы не только наладить производство свечей, но и открыть еще два направления в бизнесе: продажу оборудования и проведение обучающих семинаров. Они позволяют не только получать дополнительный доход, но и контролировать рынок.
«Представители этой отрасли – люди, которые так или иначе связаны с нами. Либо те, кого мы обучили, либо те, кто приобретает у нас оборудование. Сегодня к нам обращаются все предприниматели, которые собираются открывать бизнес в этом направлении. Мы их воспринимаем как клиентов, а не конкурентов», – пояснил Дмитрий.
15 дней на самоокупаемость На секунду промелькнула мысль: «А может, что-то подобное и нам организовать? Дорожка уже проторена, остается только идти в указанном направлении». Открытым оставался вопрос про самоокупаемость. Но и тут все оказалось достаточно перспективно. Самая большая свеча стоит 1 500 руб. Если в день продавать по 7 штук, выручка составит 10 000 руб. Десятая часть (700 руб.) – расходы на материалы. Затраты на оборудование – порядка 150 000 руб. Таким образом, чтобы выйти на самоокупаемость, при самом лучшем раскладе потребуется 15 дней.
![](http://www.e-kontur.ru/Files/userfiles/image/Image/IMG_0957.jpg)
Формы для парафинового стержня. Предприниматели сделали их самостоятельно из резины.
![](http://www.e-kontur.ru/Files/userfiles/image/Image/IMG_1168.jpg)
Вес самых больших свечей чуть меньше двух килограмм.
Единственное, чему не учат владельцы фабрики, – это продавать. Здесь уже каждый сам за себя. На обучение однажды приезжал бизнесмен из Израиля. У него 19 магазинов с сувенирной продукцией. Ему оставалось только освоить тонкости этого дела и закупить необходимое оборудование.
Первыми клиентами самой фабрики были их подрядчики. «Мы у них заказываем этикетки, упаковки, полиграфию разную. А свечи либо по бартеру отдаем, либо по оптовой цене. Им они нужны для праздников, корпоративов, на сувенирку и на перепродажу», – уточнил Дмитрий. Сегодня с фабрикой работают несколько оптовиков, дилеры в регионах, а также клиенты за рубежом – Израиль, Литва, Беларусь, Украина и пр.
![](http://www.e-kontur.ru/Files/userfiles/image/Image/IMG_0933.jpg)
Дмитрий рассказывает про географию клиентской базы.
История болезни в каждой свече Любую свечу, независимо от размера, количества граней и сложности рисунка, необходимо сделать за 15 минут. В ином случае она остынет и получится брак. Принцип накопления слоев не позволяет перерабатывать свечи, на которых, что называется, рука дрогнула.
Процесс производства предприниматели предложили оценить на собственном опыте. «Свеча, которую вы сделаете, – история вашей болезни. Срез вашего состояния в момент времени. Есть такая методика – тест Люшера, когда человеку предлагают на выбор варианты цветов, и он распределяет их в определенном порядке, в соответствии со своим эмоциональным настроем. В паровой бане те же 9 цветов. И если рисунок придумывать на ходу, то получается тест Люшера в чистом виде. Так что терапевтический эффект нашей продукции мы не отрицаем», – улыбнулся Андрей.
![](http://www.e-kontur.ru/Files/userfiles/image/Image/IMG_1239.jpg)
Екатерина Широкова, представитель проекта Biznesbomba.ru, пробует силы в свечном бизнесе.
Процесс создания свечи оказался не то чтобы простым, но неожиданно доступным даже для человека, далекого от художественного мира. При помощи паровой бани парафиновый стержень окунают в разные цвета – до 30 раз в зависимости от рисунка, каждый из слоев остужая водой. После этого делают необходимые надрезы. Маленькую свечку, по словам предпринимателей, сделать проще. И даже не потому, что она меньше по размеру, а потому что недостатки практически не видны. На большой же заметен практически каждый надрез.
![](http://www.e-kontur.ru/Files/userfiles/image/Image/IMG_0983.jpg)
Паровая баня.
![](http://www.e-kontur.ru/Files/userfiles/image/Image/IMG_1094.jpg)
Охлаждение свечи в воде.
По-настоящему неожиданным открытием оказался тот факт, что все трое владельцев фабрики в свое время окончили факультет психологии. «С Димой познакомились в университете, а Андрея знаю еще со школы», – пояснил Михаил. Бизнес предприниматели ведут втроем, самостоятельно закрывая все задачи: от изготовления свечей до разборок с таможней.
Хуже почты только таможня Таможня, по словам Дмитрия, – отдельная история. Поставка материалов идет из заграницы и, как правило, в виде порошков. Досмотр традиционно часть товара забирает на экспертизу, часть под каким-либо предлогом возвращает назад. К категории проблемных структур относится и «Почта России», которая умудряется доставить свечи в сломанном состоянии и рассыпать все материалы.
![](http://www.e-kontur.ru/Files/userfiles/image/Image/IMG_1271.jpg)
Дизайн коробок предприниматели придумали сами.
![](http://www.e-kontur.ru/Files/userfiles/image/Image/IMG_1289.jpg)
Прозрачная упаковка предназначена для розничных продаж. Посвящается всем любителям потрогать и отковырнуть.
«Даже с точки зрения пожаробезопасности и то проблем меньше. Тем, кто приходит к нам на семинары, мы не рекомендуем делать бизнес на кухне. Лучше в производственном помещении, как у нас. Это позволит избежать разговоров с проверяющими органами, так как помещения изначально соответствуют всем нормам. Существует требование СНиП (прим. автора – строительные нормы и правила) по размещению свечного производства не менее чем за 50 метров от жилого сектора. Плюс очень важно, как будут трактовать проверяющие органы то, чем вы занимаетесь. В их понимании это может быть либо просто производство, либо декорирование парафиновых свечей. Совершенно разные виды деятельности. Поэтому предварительно лучше с юристом посоветоваться», – добавил Дмитрий.
![](http://www.e-kontur.ru/Files/userfiles/image/Image/IMG_1132.jpg)
Разделение полномочий идет по рисункам. Каждый предприниматель отвечает за свой узор.
Интимный заказ Советоваться, как оказалось, выгодно не только с юристами, но и с клиентами. Ведь они могут стать генераторами интересных решений. В качестве инструмента для обратной связи предприниматели используют группу в соцсетях и блог. Каждый раз, создавая новое цветовое решение, сначала делают свечу в одном экземпляре, затем выкладывают фотографию в сеть и отлеживают реакцию пользователей в виде голосов и комментариев.
Случались и специфические заказы делать. «Нас однажды попросили сделать линии электропередач. Свечки в виде трехуровневых ЛЭП. Мы схему начертили, но в итоге с клиентом не сошлись по цене, так как ему немного экземпляров надо было. Мороженое делали, перцы. Самый интересны заказ, пожалуй, от магазина здоровья, который совсем недавно попросил сделать свечу в виде мужского достоинства. Мы, честно говоря, очень сомневаемся, что возьмемся за это, так как сложно угадать с размерами», – смеется Дмитрий.
У Михаила, Андрея и Дмитрия большие планы на будущее. Уже в этом году они выйдут в розницу и откроют бутик в одном из торговых центров Екатеринбурга. Это будет не просто место продаж, а неожиданное предложение для клиентов. Обещали, что чуть позже мы обязательно обо всем узнаем.
Общее фото делали минут пять. Хотелось одним снимком подчеркнуть сразу несколько составляющих в этом бизнесе: мужское начало, красоту решений и поистине предпринимательский подход.
![](http://www.e-kontur.ru/Files/userfiles/image/Image/IMG_1298.jpg)
«Вот, что значит, держать свечку», – смеются предприниматели.
ОБСУЖДЕНИЕ
Добавить комментарий
Чтобы добавлять комментарии в этом разделе вам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться (ввести свой логин и пароль в соответствующую форму на главной странице)!