Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

ФОТО НЕДЕЛИ


harb

« к странице пользователя


harb

Несовременный взгляд на современное искусство.

24 августа 2010, 05:07:32
Собственно, началось все с безобидного интернет-серфинга. Дернула нелегкая после публикаций о Россетти и Гольбейне озаботиться современным искусством. Узнать о новых тенденциях, выставках, мнениях и т.п. Да и интересно, чем сейчас балуют публику коллеги по цеху. Каковы новые имена.. Я заранее оговорюсь, что, как человек, живущий достаточно замкнуто, не все новости обнаруживаю "вовремя". И если забегаю в ЖЖ, скажем, Марата Гельмана, то нерегулярно. Поэтому для меня достаточным "откровением" было интервью известной в богемных кругах дамы. Ах, всегда приятно лишний раз ощутить сопричастность Искусству и принадлежность к клану художников. Этакая маленькая гордость - "Мы". 

(Интервью - здесь: http://www.lenta.ru/conf/degot/)

В общем, с удивлением я обнаружила, что нас...нет. То есть абсолютно(с) или мы не художники.
Классического искусства больше нет, живописи, как таковой - нет, Прекрасное - исчезло. Бога, кстати, тоже нет. А вот трупы и испражнения - присутствуют. Только не в положенных для этого местах, а в выставочных залах. И присутствовать - должны. В истинности этого нас убеждает Е. Деготь - "арт-критик, куратор, искусствовед, специалист по русскому искусству XX—XXI веков, кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств".
В свое время были уже и "Пятачки, раздающие подарки" и нашумевшая "Осторожно, религия!" и прочие "синеносые", всего не упомнишь. Но воспринималось просто нездоровым фоном, а оказалось - что как раз ЭТО и есть - серьезное. Просто мы, дурачки-графики, глупцы-живописцы, не понимаем современных тенденций. А вот тётя-искусствовед все поставила на место.
Предельно четко, сжато, ясно и цинично. Квинтэссенция. В эрудиции автору не откажешь. Разве что в чем-то другом.

Собственно, многие художники доверяют искусствоведам. В силу разных причин. Кто-то доверяет их образованию, кто-то - интуиции, кому-то кажется авторитетным уже само имя. То есть, в любом случае, никакой "гадости" и подвоха ждать не приходится. Оказалось - зря. Потому что отрицание духовного, творческого, наконец, технического багажа среди людей, получивших классическое образование и по мере сил старающихся соответствовать критериям Прекрасного, я кроме как гадостью, назвать не могу. Т.е. человек, владеющий кистью, чувствующий цвет, имеющий идеалы, не существует, а циник, рассовывающий свои испражнения в баночки и презентующий ЭТО всеядной публике как откровение, вполне достоин восхищенных аплодисментов.
И я, кажется понимаю, в чем дело - ключевое слово - идеалы. Их попросту не должно быть. Тогда восхождение по лестнице современного искусства - обеспечено. К славе сейчас приходят другим путем.
А и правда - ну какие могут быть идеалы у любителей поиграть в расчлененку? (Только не надо сравнивать участников венского акционизма с авторами голландских натюрмортов, мол, и там и там присутствует "мертвая натура").

Классический художник - "несовременен", "невостребован".  Но позвольте узнать, а кто формирует эту потребность? Кто внушает публике, что вырванный глазик, засунутый в цветочек - это концептуально, что убитая мышка, насаженная на пальчики для "креативного" фото - это откровение? Или мы сами себе это внушили? Ведь - многие люди смотрят и восхищаются. Да, конечно, можно абстрагироваться до чёрного юмора, но стоит ли так развивать в себе темные стороны души? Или кому-то это выгодно?

Что остается современному рисующему человеку? Если, не дай Бог, ты чтишь Серова, Врубеля, Дюрера или Караваджо и видишь в них образец для подражания, то "убиться об стену" или переквалифицироваться в дворники? Или отнести свои порывы в разряд "хобби"? Ибо все равно это никому особенно нужно не будет, а на каком-нибудь биеннале могут не понять.
Наверное, это вопрос ценностей. И взаимообмена, поскольку это естественный жизненный процесс, а  Искусство - всегда жизнь. Что человек может дать Искусству, что Искусство может дать человеку. Вряд ли "современное актуальное" сможет нас как-то по-человечески обогатить. Разве что запахом тления...
Или искусство действительно умирает, и остаются только любители падали?

=============
upd: заранее приношу извинения поклонникам Кандинского, Родченко, Лентулова etc, но что-то мне подсказывает, что Великий культурный бунт, предтечами которого они являлись, слишком дорого стоил нашему обществу.  

ОБСУЖДЕНИЕ