Интересная вчера попалась туристка из Голландии. Такой вопрос задала, что аж ответить нечего было, хотя может и вопрос-то риторическим был. Но задала она его с расчетом на ответ.
Рассказываю ей, что раньше до войны тут было много религиозных иудеев, и синагог было 106 штук. А сейчас одна, да и иудеев религиозных всего трое осталось, кто действительно соблюдает заповеди (в том числе и кашрут). Рассказываю, что в стране нет кашерного мяса вообще. Но не ехать же за мясом в Лондон?
В общем, бла бла бла.
Она спрашивает: А почему иудеи должны соблюдать кашрут?
Я: Потому что им Бог сказал это делать.
— А иудеи соблюдают?
— Нет.
— Почему?
— Не хотят.
— А у них есть выбор?
— Вообще-то нет выбора.
— Так а почему не соблюдают?
— Не хотят.
— А у них есть выбор?
— …
Вот так у каждого из нас есть выбор? Или нет? Вроде бы есть. Все-таки Бог никого не заставляет и не принуждает. Но с другой стороны, вправе ли мы пользоваться этим выбором? Бог сказал любить ближнего. Можем ли мы выбирать и раздумывать, любить его или нет? Или можем говорить, что у нас есть право его ненавидеть? Бог сказал не блудить, а мы выбираем, переспать с кем-то или нет. У нас есть выбор разве? Бог сказал не красть, не брать чужого без спроса. Не убивать. Уважать родителей. Жить богобоязненной праведной жизнью. У нас есть выбор? Физический есть. Морального нет. ИМХО.
Если, конечно, мы при этом говорим, что любим Бога…