Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

ФОТО НЕДЕЛИ


Farn

« к странице пользователя


Farn

Наша новая "Школа". Как телесериалы переоценивают ценности

16 января 2010, 17:57:35
Знающие люди говорят, что дети индиго сменят нас на планете, что они - новая раса. Не то, чтоб нас убивать будут, а так, потихонечку, полегонечку однажды вытеснят.

Врагов надо знать в лицо. Так что давайте посмотрим на них повнимательнее. А тут еще и сериал "Школа" на Первом подоспел - смотри не хочу.

Основную массу рецензий на сериал можно свести к присказке про зеркало, на которое не следует пенять. А следует-де школу реформировать, реформировать и еще раз реформировать. Однако для этого не мешало бы и понимать, является ли современное состояние российской школы явлением локальным, внутрироссийским, или оно имеет определенный универсальный характер, и, как только общество достигает определенного уровня развития, учителя, ученики и учеба становятся совершенно чужими и не интересными друг другу, независимо от географии. Сравним школу российскую с немецкой школой. И поможет нам снова телевидение.

Германский канал ZDF несколько лет назад провел эксперимент, отправив немецких десятиклассников шестнадцати и семнадцати лет на четыре недели в реконструированный интернат 1954-го года. Место действия: город Салем, что на Боденском озере. Собственно, там и сейчас интернат - чрезвычайно престижный и дорогой - и обучаются в нем, главным образом, дворянские детки Европы. Встречал там и нескольких детей российских олигархов. Повод для моего посещения интерната, правда, был хуже не придумаешь - катастрофа самолета с российскими детьми на борту. Но не будем об этом…

Итак, двенадцать парней и двенадцать девушек, практически взрослые по российским меркам, прощаются с родителями: слезы текут рекой, обнималки-целовалки, ну как же, почти на целый месяц расстаются.

Школьная форма приводит ребят в ужас. Хоть и выглядит она почти как "от Армани": носочки для занятий в классе, носочки для занятий спортом… Все продумано до мелочей, даже плащи-дождевики в наличии. Девушек дополнительно шокирует нижнее белье: ну как можно носить такие широкие трусики?!.. Парней приводят в замешательство подтяжки: как ими пользоваться, куда крепить? В результате размена, три человека (объект и два помощника спереди и сзади) на одни подтяжки, человек побеждает.

Краску с лица положено стереть - в 50-е ею только кинозвезды баловались. Да еще дамы легкого поведения. Волосы заплетаются в косички - какой кошмар! Парни переносят стрижку по последней моде того времени стоически.

Вместо зубной пасты зубной порошок. "Лучше уж вообще не чистить", - считает одна из девушек.

Первый тест - география. Вопросы "самая высокая гора в мире" или "название сосулек, растущих вниз" встречаются осоловевшим взглядом. Камера скользит по листкам: на двадцать вопросов по три-четыре ответа. Результат теста: десять "колов", десять "двоек", четыре "тройки". Преподаватель комментирует для телевидения: "Самую высокую гору Европы не знает почти никто. Пара человек вспомнили, что Дунай течет в Германии, Австрию вспомнил один, устье в Румынии - один, все страны - никто".

А действительно, зачем новой расе география? География - наука извозчиков, а тут в любом захолустном магазине - навигационные системы. Хочешь - к машине клей, хочешь - на шею вешай. В программе немецкой школы уже несколько лет географии нет. Как отдельного, без случки с другими дисциплинами, нефакультативного предмета нет даже природоведения (за возможным исключением в некоторых землях Германии). Климат, рельеф, атмосферу, океаны, страны, их экономику с политикой - все под нож.

Как еще не убрали из школы курс математики?! Действительно, зачем она нужна, когда у всех калькуляторы в кармане. Впрочем, еще не вечер. И робкие попытки желающих что-либо изменить (обязательное сочинение возвращено в экзаменационную программу гимназии) ни к чему не приведут. Предметы как "наука питания" уже сейчас занимают ведущее положение, а из "старых наук" останутся одни лишь "иностранные языки". Только вот зачем они, если говорить не о чем?

Вернемся, однако, к проекту немецкого телевидения. Гораздо больше находчивости ученики демонстрируют, когда нужно спрятать личные вещи перед осмотром комнат: мобильники засовываются в мягкие игрушки, шампуни - в цветочный горшок…

Десятиклассникам показывают как застилать кровати. Десятиклассники наблюдают за манипуляциями скептически: то, что бывают простыни, которые не натягиваются на матрац, они не знали. Первые самостоятельные попытки: процедура повторяется несколько раз, все вспотели, некоторые лежат, задрав ноги, - не могут больше. Но и тут рано или поздно человек побеждает.

На обед дают печень, для 50-х - деликатес, мясо в те годы ели раз в неделю, в лучшем случае. 50 лет спустя многие едят печень явно впервые, популярностью она не пользуется…

Урок математики, устный счет. Поднимают девочку.
- Сколько будет 7х8?
Девочка в раздумьях…
- Сколько будет 4х5?
- 20?
- 17х3?
- 44?...
Поднимают следующую девочку, она уже знает, сколько будет 17х3:
- 17х3?
- 51
- 3х17?
- 51 (подумав)
- 28х4?
Тишина…
- Ты должна сразу посчитать: 80, 32, 112… 48х6?
Молчание… Вызывают мальчика:
- 272?
- Неправильно
Вызывают следующего:
- Может быть, 288?


Уже на второй день у четырех девушек не выдерживают нервы: они сбегают из интерната, находят первый попавшийся ресторан, где напиваются пивом, накуриваются "Мальборо" и наедаются шоколадом.

Из последующего разговора с учителями:
- Вы уходили за территорию?
- Мы хотели помочь улитке.

- Курила?
- Да. …Случайно!

Сигареты и прочее барахлишко "с воли" конфискуется, трое наказаны уборкой двора, зачинщица же должна в одиночестве подумать над своим поведением. Та впадает в истерическое состояние, орет, ревет, посылает учителей на все буквы алфавита, распускает руки и отказывается подчиняться. В 50-х ее бы отправили домой (нет, скорее к психиатру), тут же к ней посылают подругу, которая должна привести ее в чувство. Помогло: сутки спустя она снова в себе. Надолго ли?..

Работа в саду встречается тихим недовольством. Параллельно голос за кадром рассказывает, что в 50-х школьники часто ездили на сельхозработы. А урок танцев явно всем нравится, вот только слово "фокстрот" так сложно выговорить.

Урок немецкого языка. Явный прогресс: средний балл по результатам теста - 2.5. Впрочем, в 50-е этот тест писали 6-классники. Все хором учат склонение существительных: "кто - лиса, кого - лисы, кому - лисе…" Мне вспоминается второй класс…

И снова математика. Предлагается расставить по возрастанию следующие 4 числа:
-7/3, 2/5,

ОБСУЖДЕНИЕ