Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

ФОТО НЕДЕЛИ


Sheva

« к странице пользователя


Sheva

Выдержки из Амиды (Шмоне Эсре)

19 февраля 2011, 17:52:50
На форуме частенько упоминают, что в Сидуре есть молитвы, обращенные против христиан. Хочу процитировать Сидур, чтобы народ почитал сам, а не слушал тех, кто сам где-то слышал звон, но так и не понял, что откуда.

Комментарий из Сидура:


4.2. Благословение «против изменников»

Особую историю имеет благословение «против изменников». Это благословение не было предусмотрено в исходном порядке «Амиды», установленном Мудрецами Великого Собрания; оно было введено раббаном Гамлиэлем Вторым уже после того, как был утвержден текст Восемнадцати исходных благословений. Поскольку в ту эпоху различные еврейские еретические секты (самаритяне, гностики и особенно ранние христиане), с одной стороны, распространяли свои взгляды с помощью обмана, пользуясь определенным невежеством простых людей и выдавая свое учение за "настоящий иудаизм"; а с другой стороны, провоцировали римские власти к преследованию иудаизма, то раббан Гамлиэль решил ввести особое благословение против этих сект.

Как рассказывает Талмуд (Брахот 27б), раббан Гамлиэль собрал мудрецов и спросил: «Есть ли кто-нибудь, кто может составить благословение против изменников?» Встал Шмуэль hа-Катан и сформулировал текст этого благословения, который и был принят. На следующий год, когда Шмуэлю нужно было быть ведущим в общественной молитве, случилось так, что он сам забыл эти слова и вспоминал их часа два или три.

Комментарий (рав А.-И.Кук, "Олат Раая") объясняет, что поскольку это благословение — единственное, направленное против кого-то, то для составления молитвы такого содержания раббан Гамлиэль хотел найти человека, который не испытывал бы ни к кому ни малейшей личной неприязни. Только благословение, продиктованное ревностью за Всевышнего, без примеси личных чувств, могло быть включено в молитвенник. Таким человеком был Шмуэль hа-Катан (Малый), прозванный так за свою скромность. Шмуэль понимал, что каждый человек любим Всевышним, но Бог все же наказывает его ради справедливости Своей. Так и Шмуэль, стараясь уподобиться Создателю, преступил через свое чувство любви ко всем евреям и составил это благословение-проклятие. Такое состояние души невозможно сохранить неизменным, поэтому через год Шмуэль забыл собственные слова.

Нам трудно однозначно установить, каков исходный текст этого благословения, поскольку оно многократно менялось под влиянием исторической обстановки, цензуры, самоцензуры и т. п. До сих пор в некоторых молитвенниках сохранились слова «мини'м» ("еретики"), «мешумадим» ("перешедшие в иную веру", "выкресты"). По-видимому, в исходном тексте стояло слово «миним», а в дальнейшем к нему прибавилось «малшини'м» ("доносчики"). Сохранились свидетельства ранних христиан о том, что евреи проклинают их в синагогах трижды в день, т. е. христиане считали, что благословение было специально направлено против них. Согласно некоторым исследователям (Эльбоген), события разворачивались следующим образом: ранние христиане-евреи отличались от ортодоксальных евреев лишь верой в свершившийся приход Мессии; они продолжали соблюдать еврейские заповеди и участвовали вместе с другими евреями в синагогальных службах. Со временем, однако, в христианстве возобладали тенденции к обожествлению их «мессии» (и тем самым к нарушению принципов монотеизма и сближению с идолопоклонством) и параллельно этому, к постепенному отказу от соблюдения заповедей. Тогда Мудрецы решили удалить христиан от синагоги путем добавления в общественную молитву текста, который был для них неприемлем. Характерно приведенное в Талмуде (Брахот 29а) правило: «Если кантор ошибся в каком-то благословении, его не заменяют, но если он ошибся именно в благословении «Против изменников», его заменяют — из опасения, что он сам еретик. Если же он уже начал благословение, но запнулся посредине, то не заменяют его» (как и было с самим Шмуэлем). Впоследствии слово «доносчики» сделалось у евреев почти синонимом слова «христиане», т. к. те постоянно призывали римские власти помочь им в борьбе с иудаизмом. Христиане были также противниками восстановления Храма. В одной из рукописей (Оксфорд) первого молитвенника Амрама Гаона прямо содержится слово «ноцри'м» ("христиане"), а также «да не будет им надежды… если не вернутся к Завету Твоему». По видимому, впоследствии из-за опасности преследований со стороны христиан прямые указания на них были убраны из молитвенника. В современном ашкеназском молитвеннике остались лишь «доносчики», «злодеи» и т. п., без прямого указания на то, к какому конкретному типу изменников-еретиков относятся эти слова.

Собственно, сам текст:

12. «Против изменников».
И да не будет надежды клеветникам; и все злодейство пусть немедленно сгинет; и все враги народа Твоего будут истреблены; и злоумышленников искорени, и сокруши, и низвергни

ОБСУЖДЕНИЕ