Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

ФОТО НЕДЕЛИ


Ксения Римская

« к странице пользователя


Ксения Римская

теория фотосъемки конкура

18 марта 2012, 18:18:43
Тут в одном дневнике проскочила просьба о написании теории фотосъемки лошадей на соревнованиях...А я на форуме Никон-клуба как раз написала по просьбе участников такую теорию по фотосъемке конкура... ну и раз так, то выставляю ее и сюда... что же добру пропадать...

Данные глубоко субъективны, это ни в коем случае не учебник и не жесткие правила... Писалось из расчета на тех, кто вообще лошадь в глаза не видел - потому многие термины заменены объяснениями на пальцах... ну и ориентирована теория на систему Никон... ибо для Никон-клуба писалось...

Иллюстрации поставлю, если будет необходимость с вашей точки зрения... отредактировать сообщение задним числом не сложно...

________________________________________________

Выдержка… она не должна быть длиннее 1/800 (проводку не рассматриваем)... причем 1/800 – это предел… Идеальные выдержки для конкура начинаются где-то с 1/1200, а лучше 1/1500 … Иначе возможен небольшой смаз на копытах, как на наиболее динамичной части лошади… но для многих этот смаз не критичен…

Диафрагма…. С ней сложнее… Потому сначала о фокусных
Очень многие, кто никогда не снимал лошадей, не знают, что лошадь нежелательно фотографировать на фокусных короче 150 мм (на ФФ). Это не собака… Лошадь животное крупное, имеющее тем самым большую перспективу, и при съемке в фас можно легко получить нарушение пропорций на фокусных короче 150 мм (большую голову и маленький круп) … Идеальные фокусные 200-600 мм. Отсюда выплывает требование к тому, что при съемке на объектив 70-200 не помешает телеконвертор – 1,4х или 1,7х… ну а можно и 2х, если микрорезкости не жалко… Но почему-то телеконверторы используют редко (по моим коллегам сужу), а никоновский 80-400 – тормоз, а потому популярностью вообще не пользуется в конном спорте.. в итоге чаще всего снимают на фокусных 150-200 мм, кто на ФФ…
И вот на них-то и возникают сложности с диафрагмой… Ведь, как известно, ГРИП зависит от масштаба съемки – чем крупнее объект – тем больше ГРИП, ибо при прочих равных расстояние до объекта будет больше. Потому фотографируя ту же собаку на 150 мм на диафрагме 3,2 или 4 – можно без труда добиться хорошего сильного размытия фона… А с лошадью – фиг вам… При этом размытие фона, сильное размытие, в конкуре необходимо… ибо фон в 95% случаев находится относительно недалеко и он весьма пестрый: если его не размыть в хлам – всадник на нем потеряется… Но в противовес этому сразу возникает проблема нехватки ГРИП для того, чтобы саму эту группу Всадник+лошадь списать в резкое поле… Так на диафрагме 2,8 можно снимать только в профиль… А при съемке в фас при такой диафрагме резким будет только лицо всадника – лошадь же намертво выпадет за границы ГРИП. В частности при крупных планах... На общих планах это уже не так заметно - потому там 2,8-3,2 вполне приемлемые диафрагмы даже при съемке в фас, ежели иного не дано...
Но в принципе эта проблема хорошо решаема с помощью телеконвертора и получения с помощью него фокусного 300-400 мм на ФФ, но им, как я уже говорила, мало пользуются, да и не каждое боевое поле вынесет эти 400 мм, ибо даже международные чемпионаты часто проходят не на стадионах, а на частных относительно небольших конюшнях.. У меня тоже телеконвертора пока нет, потому я на данный момент снимаю в режимах, позволяющих мне на лету корректировать диафрагму – М или А … И, пользуясь тем, что конкур – это в 90% случаев очень предсказуемый вид спорта для фотографа и можно задолго продумать все выгодные планы и ракурсы – я на ходу меняю диафрагму в зависимости от того, что снимаю – фас или профиль… общий план или крупный… издалека или с близи… - стараясь использовать 2,8 или 3,2, но без фанатизма, особенно в случае со съемкой в фас…

Аналогично, на ходу, приходится играть с экспокоррекцией, если речь не идет о режиме М. Необходимость в этом возникает из-за масти лошади. Лошадь объект крупный, занимает часто большую часть кадра… и потому это приходится учитывать в экспозиции… Например, выходит на поле светло-серая (в народе белая) лошадь… Вот и начинаешь тут же вводить поправки: если планируешь заснять общий план (а фон чаще всего темный), то поправка на пол-стопа в «-»… если крупный план – то в «+»… С черной лошадью наоборот… С черной лошадью, да еще и на солнце, вообще сложно – ибо, если не скорректировать камеру в «-», можно легко засветить и лицо всадника и рисунок на белой подкладке под седло …

Так же на камерах не флагманского ряда я любила играть с юстировкой объективов, если она есть в камере… ну тот же Д300… Так как чаще всего я снимала в фас и полуфас при движении на меня, реже в профиль, еще реже при движении о меня, я всегда выставляла в своем 70-200 небольшой фронт-фокус для длинных фокусных… единиц на 5-7… И тем самым, хоть камера и не всегда успевала со своим следящим фокусом за скачущей на тебя лошадью, резкость была где нужно… за редким исключением… А другим побочным эффектом такой юстировки было то, что при съемке в профиль, всадник оказывался не на 1/3 ГРИП, а на дальней границе ГРИП… все резкое пространство было перед всадником… и тем самым удавалось сильнее размыть задний план при тех же диафрагмах… Но и брака получалось больше… по фокусу… когда камера лишь чуть-чуть ошибалась… Надеюсь на Д4 мне этого делать не придется… =)))

Насчет погоды – чаще всего конный спорт – это улица и разгар летнего дня… только крупные соревнования достаточно длительны, чтобы захватить и утренний свет и вечерний…. Обычно этого не происходит… А потому, если камера позволяет, идеал – это погода с высокими облаками и мягким рассеянным светом… Не на солнце! Просто при пасмурной погоде нужные выдержки получить сложно на рабочих для любительской камеры ИСО, но это единственная проблема… Почему не солнце – ну, объем полуденное летне солнце убивает напрочь, а выбор точки съемки, откуда эту проблему можно хоть как-то нивелировать, чаще всего ограничен… Это вообще очень сложно, когда ты приходишь на манеж в солнечную погоду и вынужден подбирать ракурсы, ориентируясь не только на расстановку препятствий, но и на солнце… тем более, что на крупных соревнованиях курс-дизайнеры, расставляя маршрут, часто учитывают расположение солнца и не ставят самые сложные, а потому и самые интересные барьеры на солнце.. ставят – от солнца.. тем самым снимать их невозможно…
Если от солнца все же деться некуда, то лучше, когда солнце понятное дело за спиной… для красивого рисунка, лучше, чтобы оно было не четко за спиной, а за плечом по ходу движения лошади… чтобы морда лошади и грудь были освещены спереди…
Только для «белых» лошадей допустим и часто желателен контровый свет… Для остальных с ним надо работать осторожно, четко понимая, что ты хочешь получить… и что получишь…

Вообще насчет маршрута… это первое, что должен сделать фотограф, придя на поле… найти стенд, где весит схема маршрута конкура и внимательно его запомнить… а потом походить вокруг поля и найти те точки, откуда будет выгоднее всего снимать… тогда съемка данного вида спорта становится делом предсказуемым… фотограф заранее знает, где будут самые красивые крутые виражи, порядок преодоления препятствий и направление прыжка.. и т.д… и еще до начала соревнований фотограф знает, что, в каком ракурсе и ориентации, и с какой точки он снимает… Только такой поход гарантирует хороший результат… Полезно так же знать различные условные обозначения на манеже, например самое главное для фотографа – это направление прыжка. Стоит допустим очень удобно некий барьер в полу фас или в фас, смотришь на него и думаешь – о как здорово, ничего не мешает, солнце на месте, барьер сам по себе интересный – надо обязательно его поснимать… А потом обращаешь внимание на расположение на боках барьера белых и красных флажков и, упс, неудача: понимаешь, что при всей удачности точки съемки, прыгать барьер будут от тебя, а не на тебя.. а значит, об этом барьере стоит забыть.. и сфокусироваться на чем-то другом… Объясняю этот условный знак: красный флажок всегда должен быть справа от всадника при прыжке… а белый – слева… Так же направление прыжка можно понять по номеру, который ставится на земле возле барьера по ходу прыжка… т.е. с обратной стороны номера не видно… Вывод из этого абзаца – приезжать на съемку надо минимум за пол часа, чтобы все прикинуть и мысленно проиграть в голове, не один раз, тактику фотосъемки всадника на маршруте…

Да, насчет допусков – на соревнования в Питере, даже крупные, аккредитация и разрешения не нужны... и билеты тоже… вход бесплатный… народу (зрителей) обычно очень немного – не приходится толкаться и искать место… за исключением конечно всяких СКК, но там последние годы и не проводится ничего…. Все соревнования перешли в рамки частных клубов, а там еще не придумали, как брать деньги за вход и гонять не аккредитованных фотографов…
В Москве чаще всего так же насколько мне известно..

Теперь насчет ракурсов… их много… есть классические и не очень… есть даже такие - любимые спортсменами и при этом нелюбимые репортерами и журналами… приходится выбирать – для кого снимаем…

Начнем с галопа – основной аллюр движения по маршруту…
Его выгоднее всего снимать на подходе к барьеру (не последний темп перед прыжком, а секунды за 3-4 уже можно начинать снимать) – тогда всадник собирает лошадь «в кулак», сама лошадь поднимает голову, ставит уши, глядя на приближающийся барьер, напрягается, задирает шею, немного садится на задние ноги и высоко выбрасывает передние… и сам всадник – сосредоточен, напряжен, смотрит прямо, плотно сидит в седле… Это обычно самые динамичные и качественные снимки на галопе… Ну и именно при готовности снимать подход к барьеру фотографу удается заснять самые качественные моменты, если лошадь отказалась прыгать в последнюю секунду или упала на прыжке…
Так же галоп хорошо получается на крутых поворотах и виражах, но вираж должен быть на тебя, а не от тебя… т.е. вид должен быть из центра поворота, а не с внешней стороны.
Что же до положения ног лошади, то правило простое – самое красивое, когда передние ноги в воздухе, чем выше удалось их поймать, тем лучше… Это так называемые моменты с высоко поднятым передом лошади… и самое некрасивое – когда передние ноги на земле, под корпусом лошади, голова вниз, а задние ноги и круп лошадь высоко в воздухе… лошадь как бы падает вперед… это брак сразу… сразу в корзину… Так же красивым считается момент, когда лошадь не касается земли ни одной ногой – фаза подвисания… но на мой вкус он не всегда получается хорошо…

По прыжкам… вот тут мнения спортсменов и репортажников расходятся…
Спортсмены любят, когда на снимке лошадь во весь рост и препятствие тоже, с землей, чтобы была видна высота… И об этом надо помнить, снимая для кого-то из выступающих… А репортажники и журналы любят крупные планы, где в кадре только верх препятствия.. только такие крупные планы чаще всего позволяют максимально размывать фон и получать красивую крупную картинку…
Что же до самих моментов прыжка – то тут мнения одинаковые…
Первое место без сомнения – это когда лошадь уже летит над барьером, но все еще по восходящей… точка съемки – полуфас для крупных журнальных планов и строго в профиль для общего вида при съемке для спортсмена…
На втором месте сам момент полета – когда лошадь строго горизонтально надо барьером… Красиво это получается чаще всего (и потому чаще всего эти барьеры так и снимают) при очень широком барьере… есть такие… не в две планки, а в три-четыре… где лошадь прыгает и в высоту и в длину… Вот там момент полета над барьером очень эффектно выглядит… особенно строго в профиль… лошадь прогибается в пояснице над барьером, вытягивается вся, сильно поджимая задние ноги и высоко-высоко поджимая и выбрасывая передние…
Ну и на третьем месте – тоже фаза полета, но по нисходящей… задолго до момент касания ногами земли… очень красиво смотрится в фас в вертикальном варианте… особенно когда всадник профи, и смотрит не себе под ноги, а вперед или в строну на следующий барьер…
Все моменты, когда лошадь при прыжке касается ногами земли (начало или конец прыжка) обычно никому не нужны… и могут сниматься и рассматриваться только как рабочие материалы, если всадник хочет потом посмотреть на свои ошибки в эти моменты… и обсудить сие с тренером…

Немного по поводу того, с какой точки – высокой или низкой – снимать конкур…
Просто в конной фотографии вообще принято за правило стоя лошадь не фотографировать… только с колена… а зачатую и с лежачего положения… конкур (да и любые дисциплины с преодоление препятствий), пожалуй, единственный момент, когда это не совсем верно (речь именно о прыжке, а не о галопе, галоп надо снимать с колена)… Хотя опять же, смотря какой конкур…
Если мы говорим о любительских соревнованиях с высотами барьеров до 120 см – прыжки лучше снимать с колена… не захватывая землю и опуская линию горизонта… тогда высота барьера и сам прыжок будут казаться выше… а новичкам это нравится… А вот при нормальных высотах уровня мастеров(130 см и выше) – съемку с колена уже можно отменить.. более того – допустима съемка сверху, с первых рядов трибун… Особенно если речь идет о втором моменте прыжка – горизонтальная фаза с поджатыми ногами… Там уже проблема коротких ног лошади (собственно ради этого с колена и снимают) не имеет значения, ибо ноги поджаты… зато многие другие моменты начинают красиво играть при такой точки съемки… В то время как съемка высоких барьеров с низкой точки редко бывает удачной… ибо в кадре слишком много лошадиного живота и слишком мало всадника… т.е. вообще получается, как вид снизу…

Что до техники безопасности, то правила просты, но очень строги:
• Вспышка запрещена без оговорок.
• Резкие движения, громкие слова, размахивания руками, повороты корпусом, вскидывание камеры – запрещены, если снимаешь не с трибун, а от края поля… Так же у края поля нежелательны яркие цвета одежды, шуршащие или развевающиеся на ветру элементы гардероба, зонты, отражатели и все, что может испугать или привлечь внимание лошади…
• Надо помнить, что стоять около барьера опасно – может и оторвавшаяся подкова отлететь в камеру или в голову… про камушки и комки песка я и не говорю – увы, мало полей может похвастаться современным, не пылящим, постоянно увлажненным, мелкозернистым покрытием…
• На крупных соревнованиях и больших высотах часто есть ограничение в 1-2 метра от кромки поля, если к нему вообще можно подойти…
• Про вскидывание камеры повторю еще раз: для лошади линза объектива – это глаз. И неожиданное появление рядом с барьером большого глаза может ее сильно напугать, и она не прыгнет барьер… потому даже если вы снимаете одиночными кадрами и вам вроде нет нужды вести лошадь в фокусе заранее, как видеокамерой, это стоит делать… чтобы лошадь издалека видела этот глаз… и он не стал для нее неожиданностью…

Насчет фокуса, кстати…. Конечно же это следящий фокус… это даже не обсуждается… а вот выбор точки фокуса, 3Д слежение и прочее – тут возможны варианты… Я не знаю, как я буду себя вести на Никон D4… возможно поставлю фокус с приоритетом по человеческому лицу и оставлю на волю автоматики камеры возможность искать это лицо… Но на D300 такого не было… а 3Д слежение меня не удовлетворяло… ибо не очень понятно за какой место в системе «лошадь+всадник» зацеплять точку фокуса: лицо всадника слишком мелкое, морда лошади по цвету и контрасту мало чем отличается от других ее частей, а значит 3Д слежение не сработает... но я напоминаю то, что при правильном подходе конкур это предсказуемый вид спорта… все ракурсы продуманы должны быть заранее… а потому я всегда ставила в камере две настройки:
• Приоритет фокуса, т.е. не сфокусировавшись камера не снимала… на кой мне нужен брак…?
• И ручной выбор точки фокуса… времени, чтобы перещелкнуть точку на нужное место от одного момента планируемой фотосъемки до другого обычно достаточно… барьеров на манеже в среднем 10-15… а снимаешь из них при удачном расположении этих барьеров в лучшем случае 6-7… остальные пропускаешь… так что успеть поменять точку туда, где будет лицо всадника или голова лошади в вашем предполагаемом снимке, можно без труда…

О чем я еще забыла… хм…
А да… многострадальная съемка сериями… увы, сложно ее избежать, если, как я говорила, имеет смысл получить все три момента полета лошади над барьером… и взлет и горизонтальный момент и приземление… а если снимаешь лошадь на галопе при подходе к барьеру и вдруг она отказывается прыгнуть или врезается на полной скорости в барьер и падает… тут без серии никуда… тут ни один «одиночник» не сможет успеть выбрать лучший, самый зрелищный момент этой драмы… Так что серийную скоростную съемку выставить надо… просто пользоваться ей лишь по мере необходимости…

И еще, если ваша камера и объектив не успевают сфокусироваться на летящей на вас (в полуфас) лошади, то можно и ручной фокус поставить… навестить заранее на ближайшую планку барьера или чуть ближе к вам и сфотографировать серию кадров во время прыжка… вы должны по идее получить резким именно классический кадр полета над барьером по восходящей…

Вроде все… Если что еще забыла – напомните… Напоминаю, я не претендую на истину и учебник по фотографии…
я просто делюсь своими наблюдашками...

ОБСУЖДЕНИЕ

comment 0 0
0 0
Анастасия Кистенёва
3 июня 2012, 20:09:02
вольспользовалась вашими советами...работают) спасибо)