ЧР/CSI3*-2010: Битва титанов
28 июня 2010
Любовь к конному спорту неистребима в сердцах многих, и даже тропическая жара не смогла удержать верных поклонников конкура от посещения чемпионата России, который прошел на минувшей неделе в “Битце”. Спортсмены получили возможность пополнить свой спортивный опыт участием в соревнованиях, близких к европейскому уровня, а зрители - убедиться в том, что многим российским всадникам и лошадям вполне по силам прыгать серьезные конкуры. Одним из главных героев чемпионата, помимо его победителей, стал немецкий курс-дизайнер Вернер Диг, который смог справиться с нетривиальной задачей выставления адекватных маршрутов для участников самого разного уровня подготовки.
Автор: Е.Штатнова
В этом году категория чемпионата России по международной классификации была понижена с четырех звезд до трех, а высоты маршрутов заметно увеличились. На Гран-При группы А высота препятствий составила 160 см, а в финальном маршруте по группе Б - 150 см. Соревнования начались в четверг с конкура для молодых лошадей, а в субботу с утра прошел последний паркур для этой группы участников, на старт которого вышли 49 пар. К третьему дню соревнований молодые лошади пришли далеко не в пике спортивной формы – сказалась жара и непростые маршруты в первые дни. Тем не менее, в финале девять участников смогли отпрыгать основной маршрут чисто. В перепрыжке ни одного шанса соперникам не оставил литовский спортсмен Андрис Петровас на Рико-Доно. Он опередил Виктора Петрова на Ланцелоте (Беларусь) почти на четыре секунды. Несмотря на скромный старт (в первом конкуре Андрис Петровас занял только двадцать второе место), уже на следующий день литовский спортсмен вышел в лидеры и выиграл второй конкур, а в финале поставил победную точку, записав в свой актив еще одну победу.
Комплект препятствий, установленный на поле, был уже хорошо знаком всем любителям конкура, но в этом году общий вид “главной сцены” значительно улучшился. Скромные пластиковые цветочки, использовавшиеся на чемпионате России в предыдущие годы, были заменены на композиции из живых цветов и хвойных кустарников, а в комплекте препятствий появилось одно спонсорское, которое было сделано для генерального партнера турнира, компании «Уралкалий».
После полудня столбик термометра поднялся до отметки 32 градусов в тени, и, по решению судейской коллегии, всадникам дали разрешение выступать без рединготов. Тем не менее, и лошадям, и людям было тяжело. В маршруте №6 (145 см, гр. Б) максимальное количество жертв собрали брусья №4, установленные вплотную к ВИП-трибуне, заезжать на которые нужно было по дуге от вертикального препятствия №3. Не менее сложной оказалась двойная система, начинавшаяся с тройника и заканчивающаяся вертикальным препятствием. Однако, количество спортсменов, прошедших маршрут без штрафных очков было внушительным - восемь пар из 44, вышедших на старт. Так как это был скоростной маршрут, раздумывать на нем было некогда. Быстрее всех его проехала Ольга Чечина на Ля-Квиде (58,91 сек/0 шо), второе место занял Михаил Шемшелев на Армани (64,24 сек/0 шо), третье место - Вадим Коновалов на Виландре (64.30 сек/0 шо). Тем не менее, "рекорд трассы" поставил Александр Клименко на Эдеме, для которого секундомер остановился на значении 55.15 сек. К сожалению, Эдем сделал два повала, и спортсмен занял только 23 место в национальном зачете. Для Анны Дмитриевой участие в этом маршруте закончилось с неожиданным результатом. Ее лошадь Лавиния, по непонятным причинам невзлюбившая битцевское поле долго отказалась выходить на старт. В результате через створы ворот ее осадили задом, но после нескольких высоких «свечек», раздался сигнал колокола, и судьи исключили спортсменку из соревнований за отказ пересечь линию старта через 45 секунд после вызова на поле.
Ближе к вечеру на поле был установлен маршрут с высотой препятствий до 150 см (группа А), в котором приняли участие 29 пар. Паркур пополнился тройной системой и несколькими серьезными комбинациями препятствий. Только три участника преодолели основной маршрут без проблем. Перепрыжку открывал эстонец Тийт Кивисилд, который заставил понервничать соперников, установив для них ориентир в ноль штрафных очков и время 42.87 сек. Арсений Шпаковский на Тиборе-Пи сделал один повал, а Ольга Чечина на Мисс Кенвуд - два.
На чемпионате России этого сезона было введено несколько новшеств, направленных на обеспечение благосостояния лошадей. К уже привычному забору проб на допинг (их было взято шесть), добавился строжайший контроль ногавок, которые проверялись на наличие внутри инородных предметов и на соответствие их веса и размера принятым стандартам. Уголок стюардов, где обследовались ногавки лошадей после их выхода с поля, был профессионально оборудован резиновыми матами, и там весь день царило деловое оживление.
Воскресное утро в “Битце” началось с конкура в английской версии положения имевшего название “Последний шанс”, а в русской версии - “Утешительный”. По злой иронии он оказался утешительным только для немногих его участников. Несмотря на то, что высота препятствий не превышала 140 см, курс-дизайнер при составлении маршрута не стал делать поблажек. Из девятнадцати записанных в стартовом протоколе пар до финиша добрались только двенадцать. Было и два падения, одно из которых закончилось драматически. Белорусская спортсменка Алена Вальчик упала после того, как ее лошадь Хонга отказалась преодолевать препятствие. Спортсменка была увезена с поля в карете “Скорой помощи”, предварительно было диагностировано повреждение плеча, лошадь не пострадала. По информации от организаторов, финальным вердиктом медиков был сильный ушиб.
Первое место в «утешительном» маршруте занял спортсмен из Латвии Кристас Неретникс на Покерсе, второй осталась Валерия Соколова на Домейне (Россия), третьим - Михаил Сафронов на Контессе (Россия).
С утра в кулуарах не затихало обсуждение возможного маршрута Гран-При. Курс-дизайнер турнира, г-н Вернер Диг был настроен решительно и обещал, что маршрут будет полностью соответствовать статусу квалификационного к чемпионату Европы и мира. Тем не менее, предполагались возможные коррекции с поправками на небывалую жару и уровень подготовки лошадей, которые подошли к последнему дню соревнований изрядно уставшими. Финальный маршрут, поставленный на поле для участников чемпионата России по группе Б, выглядел внушительно и содержал множество технических вопросов, на которые предстояло ответить спортсменам. Несмотря на то, что повалов было много, многие спортсмены выглядели на поле уверенно, и только недостаток турнирного опыта на по-настоящему серьезных маршрутах стал препятствием для их более высоких результатов. Экс-чемпион России по группе А, тракененский мерин Папирус под седлом Геннадия Гашибаязова, стартовавший под 17ым номером, под гром аплодисментов первым смог финишировать в основном маршруте без штрафных очков. Под занавес Урмас Рааг на Понкорде пополнил ряды участников перепрыжки, где он стартовал вторым и отпрыгал ее без ошибок. Геннадий Гашибоязов получил четыре штрафных очка, второе место в этом маршруте и титул победителя чемпионата России по группе Б.
Облегчения в виде небольшого похолодания, обещанного синоптиками на вторую половину дня воскресенья, так и не наступило. В связи с особой важностью и торжественностью последнего дня соревнований, судейская коллегия отменила все послабления, и спортсменам пришлось выступать в рединготах. В перерывах поле поливали из брандспойтов, но жара стояла невыносимая. Зрители постепенно отползали вверх по трибуне вслед за сужающейся тенью от козырька крыши, и только у спортсменов и фотожурналистов выбора не было. Им пришлось принимать солнечные ванны, причем последним - несколько часов подряд.
Даже дефиле модной одежды от дизайнера Султанны Французовой не смогло отвлечь участников Гран-При от просмотра маршрута. Что касается моделей, то подиумом для них стало боевое поле. Модный дизайнер представила линию клубной одежды под эгидой ФКСР. Кроме профессиональных моделей, в демонстрации приняла участие профессиональная спортсменка, мастер спорта Ольга Алискина.
Что касается маршрута, то, в отличие от “условных” 160-сантиметровых Гран-При, этот действительно был выдержан не только по высотам, но и по дистанциям. На долгой дороге от первого до тринадцатого препятствия спортсменам нужно было управлять лошадью максимально четко и собранно, а решения о том, как прыгать ту или иную связку, принимать еще до выхода на старт. Во время парада участников, состоявшегося перед началом Гран-При, спортсмены использовали шанс еще раз показать лошадями препятствия на поле. Традиционным “камнем преткновения” стала канава, в этот раз “водобоязнью” страдали Лидинг Лайт у Александра Белехова и Верджин Экспресс у Рейна Пилла. Лацеро под седлом Геннадия Гашибаязова, который также относится к канавам с недоверием, в этот раз под громкое чмокание зрительских трибун прыгнул препятствие с первого раза, хотя и заработал на нем четыре штрафных очка, подняв фонтанчик брызг.
Наталье Симонии на Гардемарине первой удалось справиться с маршрутом без ошибок и доказать, что маршрут проходим. Особенно приятно было то, что первый “ноль” на маршруте привез жеребец российской, буденновской породы. Наличие перепрыжки обеспечил Владимир Туганов. Выступая на Амароке, он легко и изящно отпрыгал весь маршрут. В перепрыжке первой стартовала Наталья Симония, и она получила четыре штрафных на последнем препятствии. Владимир проехал перепрыжку спокойно и без ошибок, выиграл Гран-При и стал абсолютным чемпионом России по конкуру 2010 года. “Моей лошади было проще справиться с сегодняшней погодой.” - рассказал Владимир по окончании конкура журналистам. “Я начинаю сезон с участия в Sunshine Tour на юге Испании, где температуры даже весной доходят до 30 градусов. Все четыре мои лошади приучены к жаре. К тому же я уделяю большое внимание их физической подготовке и выездке. Я призываю всех тренеров и спортсменов не забывать о том, что современные конкурные маршруты может успешно прыгать только та лошадь, которая прошла серьезную выездковую подготовку”. Голштинский двенадцатилетний Амарок был приобретен Владимиром Тугановым у литовского спортсмена Бенаса Гуткаускаса ровно год назад, после чемпионата России-2009. Быстрый прогресс Амарока вывел его с десятого места в Гран-При чемпионата России в прошлом году на первую строчку в результатах Гран-При нынешнего года.
В следующем году организаторы турнира обещали возвращения его на уровень «четырех звезд», хотя, на наш взгляд, и с категорией «три звезды» соревнования чувствуют себя совсем неплохо. В числе возможных будущих улучшений хотелось бы видеть модификацию по-старомодному неторопливой церемонии награждения, все еще ориентированной на ВИП-трибуну и скрытую от зрителей за частоколом из оставшихся на поле препятствий. В существенной доработке нуждается и техническое обеспечение стартов, например, веб-трансляция соревнований, которая велась на сайте турнира, не вызывала у зрителей ничего, кроме недоумения. Небольшие дополнительные трудозатраты в виде наложения на видеокартинку титров с именами спортсменов, а затем их результатом, существенно улучшили бы ситуацию. О том, что простые зрители, как правило, чувствуют себя чужими на таких праздниках жизни, мы говорили уже настолько много и часто, что уже не имеет смысла повторять все еще раз.
Безусловно, организаторы соревнований уже добились многого, но, тем не менее, существуют детали, обратив внимание на которые можно было бы еще больше приблизить российский турнир к европейскому уровню. Тем более что само спортивное зрелище в этом году настолько отличалось от привычного, что соревнования определенно стали интересны не только его непосредственным участникам и их ближайшим родственникам, но зрителям, не посвященным во все тонкости конного спорта вообще и конкура в частности. Несмотря на то, что чемпионат России изначально позиционируется как серьезное спортивное мероприятие, даже самые социально-ответственные спонсоры, готовые на многое ради поддержки конного спорта, вряд ли отказались бы от дополнительного бонуса в виде полных трибун и активного освещения турнира в прессе. И для того, чтобы получить этот бонус нужно совсем не много - начать подготовку к чемпионату России-2011 прямо сейчас.
ОБСУЖДЕНИЕ
Добавить комментарий
Чтобы добавлять комментарии в этом разделе вам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться (ввести свой логин и пароль в соответствующую форму на главной странице)!
28 июня 2010, 21:04:05
28 июня 2010, 21:23:03
Про всех участников есть слова в технических результатах.
29 июня 2010, 08:34:53
Первые три места традиционно считаются основными призовыми, даже если награждаются и 5, и 6, и хорошим тоном для спортивной публикации является хотя бы упоминание о них.
29 июня 2010, 08:50:47
Но в любом случае это всё остается на усмотрение автора. Можете написать свою версию репортажа, мы с удовольствием почитаем.
29 июня 2010, 09:22:53
29 июня 2010, 09:32:00
Что вы, никаких обид, обычная дискуссия. :-)
28 июня 2010, 23:53:54
29 июня 2010, 09:57:11
29 июня 2010, 01:10:07
Я больше года не видела наших всадников, и может я оптимист, может маршруты были такие красивые, или супер-трансляция обеспечила мне розовые очки, но мне показалось, что наши всадники стали выступать на порядок лучше.
Катя, спасибо огромное за статью! Все, где я думала: "Ой а что это было?.." - теперь прояснилось :))) И привет из Ахена ;)
Ксеня Антонова.
29 июня 2010, 09:57:39
29 июня 2010, 10:11:51
30 июня 2010, 20:31:20