GDF: каждое мнение имеет значение
30 октября 2007
Два дня напряженных дискуссий, интересных лекций и непрерывного общения обеспечили организаторы международного форума по выездке (Global Dressage Forum), который в седьмой раз прошел в Академии Bartels (Нидерланды). Профессионалы и энтузиасты конного спорта собрались для того, чтобы обсудить многие насущные, и очень непростые вопросы, которые накопились за год в выездке.
Автор: Е.Штатнова
Основной целью Форума была и остается пропаганда свободного и непредвзятого обсуждения разнообразных вопросов, связанных со спортом, а также представление новых методов и технологий в тренинге, основанных на современных научных исследованиях. В этом году программа Форума открылась совместным семинаром Киры Керкланд и Фрэнка Слотака о пользе универсального тренинга молодых лошадей и молодых спортсменов. Кира Керкланд начала с рассказа о своем детстве и о временах, когда в порядке вещей было проведение небольших конкуров для участников соревнований по выездке. «В 15 лет я проводила лето в компании пони. На 15 голов у нас было только одно седло, и мы много ездили без него. Это помогло мне выработать хороший баланс и уверенность в своих силах. В 16 лет я получила в работу свою первую частную лошадь, с которой мы занимались конкуром. В те времена выездка в Финляндии находилась в зачаточном состоянии, и со своей первой личной лошадью я тоже много прыгала. Я уверена, что универсальный тренинг не несет молодым спортсменам ничего, кроме пользы», - рассказала Кира. Ранняя специализация имеет множество негативных аспектов: это и молодые лошади, которые слишком нервны и пугливы от однообразного тренинга, это и молодые спортсмены, которые боятся активного движения лошади вперед. В практике нередки случаи, когда участие впечатлительных молодых выездковых лошадей в соревнованиях по конкуру положительно влияло на их концентрацию, внимательность к средствам управления и технику.
Фрэнки Слотак, который появился в манеже верхом на лошади, также был уверен в том, что конкурные лошади должны обучаться выездке. Современные паркуры настолько сложны, что плохо выезженная лошадь не имеет ни одного шанса добраться до финиша. Перейдя от теории к практике, Фрэнки, практически на брошенном поводу, проделал несколько пируэтов и менки ног на галопе. Пусть эти элементы и не были бы слишком высоко оценены в классической выездке из-за слишком низкого постава шеи и головы лошади, все единодушно согласились, что такой ритм и легкость исполнения не часто увидишь в выездковом манеже. Когда Кира Керкланд сменила Фрэнки в седле, он занялся со своей собачкой, которая охотно показала, как она умеет служить, кувыркаться и следовать за хозяином.
Формат Форума предполагал дискуссии после каждой лекции и демонстрации, для чего на трибуну приглашались несколько экспертов, которые отвечали на вопросы из зала. Артур Коттас полностью поддержал услышанное: «Пока вы молоды, нужно попробовать многое в этой жизни!» Постепенно дискуссия перешла с увиденного на различные методы тренинга лошадей, что неизбежно привело к упоминанию «ролл-кюра» или «гипер-сгибания». Многие согласились, что, накопив определенный опыт, ролл-кюр можно использовать в работе, но для молодых спортсменов это совершенно неприемлемая методика. Слово снова взял Фрэнки Слотак: «В молодости спортсмен пробует все, что видит. Как можно запретить им делать это? Если кто-то не может научить лошадь опускать голову, то в ход идут любые методы. Я сам тренер, и я учу своих студентов прежде всего думать и понимать, зачем они применяют тот или иной метод, а также вовремя остановиться, когда что-то идет не так». Фрэнки призвал всех более внимательно и ответственно относиться к себе и своей работе. Большие проблемы начинаются с малого, и часто все это негативно влияет на образ спорта, который создают в том числе и средства массовой информации. Конное сообщество спохватывается, когда бывает уже слишком поздно – достаточно вспомнить проблемы с допингом, и теперь – и с методами тренинга (ролл-кюром).
Темой следующей лекции стал психологический термин «learned helpnessness” (приобретенная беспомощность) - LH. Это ментальное состояние, к которому могут привести комбинации нижеперечисленных факторов:
- постоянная боль
- непредсказуемость отрицательного подкрепления
- неконтроллируемость отрицательного подкрепления
- неизбежность отрицательного подкрепления.
Эти симптомы исследовались у многих животных, и докладчик, зоопсихолог Эндрю Маклин, привел несколько примеров из собственной практики с лошадьми и собаками. Научные исследования показали, что монотонное повторение одних и тех же упражнений негативно влияет на мозг лошади, а состояние постоянного стресса может привести к развитию дебилизма и полному отсутствию реакции на внешние воздействия. Чтобы избежать всех этих ужасов, достаточно следовать простым правилам, которые известны практически всем, работающим с лошадьми, а именно:
- внимательное отношение к выбору методов тренинга (если что-то не получается, остановиться и подумать о причинах этого)
- возврат к простым природным процедурам (больше находиться с лошадью в конюшне, давать возможность лошадям проводить больше времени вне конюшни в компании сородичей)
- максимально возможный положительный опыт на ранних стадиях тренинга
- увеличение возможностей для отдыха и получения удовольствия лошадьми.
В ходе дискуссии обсуждались вопросы использования голоса на тренировках и на соревнованиях. Как известно, в выездке голосовые команды запрещены, но судья Стефан Кларк признался, что часто он не снижает оценки за использование всадником голоса. С другой стороны, спортсмены также не настаивали на изменении правил. «Я могу высказать свои пожелания лошади и без применения голоса. Для этого есть средства управления, положение тела и баланс. Часто голос даже мешает. К тому же как провести грань между тихой командой и грубой окриком? Первое может помочь, а второе – однозначно недопустимо,» - сказал Фрэнки Слотак. Тем не менее, все присутствующие спортсмены признали, что голос – неоценимое подспорье в работе, и прежде всего в тренировках на корде.
Был затронут и вопрос разных видов снаряжения, в том числе формы шпор и железа. «Шпоры используются не для того, чтобы причинить боль, а для более точных требований к лошади», - сказал Монти Робертс, который также был среди приглашенных на Форум. «Мы критикуем не снаряжение, а его неправильное использование», - добавил он.
После перерыва обсуждение перешло на темы популяризации и маркетинга в выездке. Два докладчика по этой теме – Йоп Бартельс, бывший директор Кубка мира по выездке, и Фрэнк Кемперман, директор конного фестиваля в Ахене, обрушились с критикой на современное положение дел в области маркетинга выездки. Катализатором послужил чемпионат Европы в Турине, который, по мнению докладчиков, получил незаслуженно мало внимания от прессы и публики. «Когда я предложил ввести КЮР в официальные соревнования, мне говорили, что я собираюсь убить классическую выездку», - так начал свой доклад Йоп Бартельс. КЮРы сделали выездку более понятной широкой аудитории, а, следовательно и более привлекательной для спонсоров. Первая попытка убийства явно не удалась, но г-н Бартельс уже начал готовить вторую. Среди новых идей – структурирование огромного количества существующих турниров и выделение из них соревнований наивысшего уровня, которые могут стать «витриной спорта». Такие турниры нужно делать максимально привлекательными для прессы и зрителей. Сейчас существует большой разброс «звезд спорта» по стартовым протоколам. На чемпионате Европы, например, Анке Ван Грюнсвен ехала с утра, а ее ближайшие соперники – ближе к вечеру, и чтобы проследить за событиями нужно иметь неугасающий энтузиазм, которым зачастую не обладают тележурналисты, имеющие ограниченное время для трансляций.
Для успешного продвижения спорта, нужны звезды, и не только спортсмены, но и лошади. Фрэнк Кемперман назвал только двоих, Анке Ван Грюнсвен и Изабель Верт, которые подходят под это определение. Все согласились, что на данный момент в зимней серии этапов Кубка мира слишком много турниров, а отсутствие серии в летнем сезоне не вызывает ничего, кроме удивления. «Мы убиваем сами себя наложением крупных соревнований на одни и те же даты в календаре», - воскликнул г-н Кемперман под конец дискуссии. Продвижение и развитие спорта – это дело не только организаторов турниров. В процессе должны участвовать все – и спортсмены, и организаторы, и судьи. Только совместные усилия приведут к ожидаемому результату, и как пример удачного сотрудничества был представлен новый КЮР Имке Шелекенс-Бартел, музыку к которому написал композитор Виби Сорйади (Нидерланды). Виби в экспрессивно-артистической манере рассказал о том, как рождался КЮР: «Я поставил ноутбук с записью езды Имке на рояль, чтобы наиболее полно выразить в музыке то, что я видел на экране». Музыкально-теоретическая часть сменилась практической, когда Имке исполнила несколько фрагментов КЮРа, насколько это позволил сокращенный размер манежа. Полную версия показали в видеозаписи, но в зале не было практически никого, кто бы не видел программу вживую, в том числе и на чемпионате Европы в Турине. Имке рассказала, что хорошая музыка помогает ехать лучше, а Виби с удовольствием принял аплодисменты зала.
Великолепной артистической демонстрацией завершился первый день работы Форума.
ОБСУЖДЕНИЕ
Добавить комментарий
Чтобы добавлять комментарии в этом разделе вам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться (ввести свой логин и пароль в соответствующую форму на главной странице)!