Последний из могикан
15 сентября 2005
Троеборье стремительно меняется, и в этом сезоне остался только один большой турнир, который продолжает придерживаться традиционного формата - с "дорогами" и стипль-чезом: это CCI4* в Бургли (Великобритания).
Автор: Е.Шт.
В 90 милях от Лондона в далеком 16 веке Вильям Сесил, Лорд-Канцлер королевы Елизаветы I, заложил свою фамильную резиденцию. Дом был построен посреди обширного поместья, общая площадь земель которого составляла 10 тысяч акров. Семья Сесилов живет в этом доме, передавая его по наследству с 16 века и по сей день. В живописном замке посреди полей и рощ сосредоточена и богатейшая коллекция живописи и скульптуры, открытая для посетителей.
Владельцы поместья всегда были неравнодушны к лошадям. Второй маркиз Эксетерский был большим поклонником скачек, сам тренировал лошадей и даже изобрел разноцветные камзолы жокеев, по цветам которых можно было определить принадлежность лошадей тому или иному хозяину. Маркиз имел и неплохую коллекцию портретов его любимых скакунов. Все это дела давно минувших дней, а главной вехой новейшей истории поместья стал 1961 год, когда здесь впервые был проведен турнир по троеборью. Почти полвека спустя ничто не может сравниться с серьезным и бескомпромисным кроссом Бургли, который заставляет чаще стучать сердца даже видавших виды спортсменов.
Бургли имеет наивысшую категорию сложности – четыре звезды. В этом году в программе соревнований был стипль-чез, постепенно уходящая в прошлое часть полевых испытаний. Всего за неделю до чемпионата Европы по троеборью лучшие спортсмены Великобритании вышли на старт.
Солнечные теплые дни опустились на острова Соединенного Королевства как стайка экзотических перелетных птиц. Голубое небо, выжженная трава и яркое солнце напоминали скорее Средиземноморье, а не туманный Альбион. Погода решила компенсировать катаклизмы прошлого года, когда из-за проливных и затяжных дождей грунт был очень тяжелым. Вне зависимости от погоды турнир пользуется огромной популярностью у зрителей, а в такие погожие дни количество болельщиков увеличивается в геометрической прогрессии. С 8 часов утра стоянки начали заполняться машинами, перемещением которых дирижировали важные ребята-парковщики. Там, где асфальтовые дороги оказывались на пути следования лошадей, жесткое покрытие было заложено толстыми матами из джута.
Манежную езду троеборцев трудно назвать увлекательным зрелищем, и в пятницу зрителям предоставили на выбор много дел, которыми можно было заняться. У Львиного моста спонсоры турнира, компания Ленд-Ровер демонстрировала практически безграничные возможности своих внедорожников. Более 400 магазинов с трудом можно было обойти и за неделю. По статистике в торговых павильонах каждый посетитель оставляет в среднем 250 фунтов стерлингов. Для самых неутомимых предлагалась прогулка по кроссу в сопровождении спортсменов и тренеров, которые давали необходимые пояснения. Кроме того, на входе всем желающим за небольшую плату вручался небольшой радиоприемник, настроенный на частоту «Радио Бургли», где шли непрерывные интервью, комментарии и прямая трансляция событий.
Шесть километров и 31 препятствие отделяло счастливчиков от призовых денег и путевки на Всемирные конные игры в Аахене 2006 года. Пока до начала кросса остается несколько часов, пройдемся по самым интересным препятствиям в спокойной обстановке. Водный комплекс переместился от Львиного моста к западу. Каскад из двух прудов имел достаточно воды для хороших всплесков из-под копыт лошадей. Высота препятствий от 115 до 135 см и расстояние между вторым и третьим в 2.20 м (9 преп) может преодолеть только отлично выезженная и слушающая всадника лошадь. На обратном пути (25 преп) всаднику не рекомендуется расслабляться при прыжке в воду, ведь на выходе его поджидает огромный гусь, через которого тоже надо прыгнуть. Симпатичный г-н Ламберт в масштабе 2:1 присел на препятствии 2, на препятствии 16 нужно очень точно прокладывать путь между двумя засеками, чтобы не попасться прямо к ведьме с метлой. В троеборье существуют 8-10 видов препятствий (тракенер, засека, стол, вода, банкет), которые курс-дизайнер комбинирует исходя из своего опыта, вкуса и фантазии, используя рельеф местности, дизайнерские идеи и определенные принципы составления маршрута. На крупных турнирах каждые 5-6 лет организаторы приглашают нового курс-дизайнера, который вносит что-то свое в кросс и делая его каждый год неповторимым и интересным. Тем не менее на каждом турнире есть что-то, что отличает его от других. В Бургли это Аллея чемпионов, где каждое дерево посвящено одному из победителей прошлых лет. Для тех, кто интересуется техническими подробностями, мы приводим табличку с фото и размерами препятствий (схема кросса, 14 Мб).
В субботу патрулирование дорог в окрестностях Бургли осуществлялось усиленными нарядами полиции для того, чтобы все желающие смогли успеть к началу кросса. О том, насколько популярно троеборье в Великобритании говорит тот факт, что в сложнейших соревнованиях уровня «четыре звезды» принимали участие более 60 пар «спортсмен-лошадь». В основном, всадники представляли Великобританию, но были здесь новозеландцы, американцы, немцы, французы и даже один индус. После манежной езды первые три места занимал интернациональный коллектив в составе: Уильям Фокс-Питт на Балинкула (Великобритания), Ким Северсон на Винсом Анданте (США) и Эндрю Николсон на Лорд Киллингхерст (Новая Зеландия). В турнире не участвовала Пиппа Фаннел и ряд других спортсменов, которым всего через неделю предстояло защищать честь страны на чемпионате Европы. Велики шансы на победу были и у ветерана троеборья Мэри Кинг на Колл-эгейн-Кавальер. Эта лошадь в прошлом году рассталась со своей спортсменкой Кэролин Пратт, которая погибла в результате несчастного случая на кроссе. Владельцы лошади отдали ее в тренинг к Мэри Кинг. За всю историю Бургли всего три участника скончались в результате падения на кроссе, и последний случай произошел из-за крайне тяжелого грунта после сильных дождей. Седьмым по результатам манежной езды стал олимпийский чемпион Лесли Лоу на Шеар Н2О, что также оставляло ему шанс занять призовое место.
Водное препятствие стало настоящим эпицентром событий, сюда рано или поздно приводили все пути. Фотографы, разместившиеся на перемычке между двумя прудами только и успевали что перебегать с одной стороны на другую. Впрочем, скоро процесс замедлился. Если до 9го препятствия доезжали все и преодолевали большинство, то с другой стороны, на 25ом случались периоды затишья. Воды в прудах было налито не более 40 см, и эта преграда не вызывала затруднений у спортсменов. Забегая вперед, скажу, что из 61 участников 49 финишировали. Курс-дизайнер, построивший кросс этого года, капитан Марк Филлипс, должен остаться доволен результатами. В одном из интервью капитан Филлипс упомянул, что кроссы надо строить так, чтобы неподготовленная лошадь просто отказывалась прыгать, а не штурмовала бездумно препятствия, травмируя себя и спортсмена.
Отказавшихся в этом году было 12, но среди них были два безусловных фаворита – Лесли Лоу и Ким Северсон. Не привезли штрафных очков с полевых испытаний всего четыре спортсмена – Уильям Фокс-Питт, Филлип Даттон, Эндрю Хой и Сара Каттеридж, разбавившая эту чисто мужскую компанию. По результатам двух дней с большим отрывом лидировал Уильям Фокс-Питт.
Как одна минута пролетели пять с половиной часов увлекательного зрелища, и сильно обгоревшая на солнце публика переместилась поближе к барам и палаткам с едой в старинном парке, где у некоторых деревьев стояли таблички «Дерево старинное, роняет ветки без предупреждения». Спортсмены, успешно закончившие испытания, тоже получили возможность немного передохнуть перед завтрашним конкуром.
Толпы народа на кроссе могли сравниться только с первомайскими демонстрациями времен глубокого застоя, когда население сгонялось на них принудительно, а количество народа на выводке, проходившей в 8.30 утра в воскресенье – с полными трибунами Кубка Мэра в лучшие годы. Лошади рысили по твердой дорожке, уложенной на траве главного стадиона. Зрители встречали аплодисментами прошедших ветинспекцию и сдержанным молчанием тех, кто ее не прошел. Жюри из 5 человек выносило вердикт практически мгновенно, и обжалованию он не подлежал. Тем временем на втором поле проходили соревнований на самую изящную упряжку. В различных классах соревнования участвовали разнокалиберные пони и лошади, запряженные в самые разнообразные экипажи. Судьи оценивали костюм драйвера, элегантность упряжки, общее впечатление от экипажа, а также его управляемость во время исполнения несложной схемы езды.
Конкур проходил в два этапа – сначала 15 спортсменов, имеющих худший результат по двум дням, а после перерыва – все остальные. В перерыве зрителям была представлена демонстрация применения методик Пата Парелли, которые недавно были спешным образом переименованы из «natural horsemanship» в «equine ethology». Две девушки делали на неоседланных лошадях принимания, ездили рысью и галопом, прыгали через небольшое препятствие. На бис одна из них даже заехала в коневозку, и как только лошадь оказалась внутри спрыгнула через ее круп, подтянувшись за край фургона. Лошадь вышла из коневозки, сдавая назад, самостоятельно. Девизом выступления стали слова «Моя лошадь замечательна, но … не заходит в коневоз/не стоит на месте/не дает коваться». Чтобы никогда больше не было никаких «но», все желающие могут приобщиться к методике под руководством опытных тренеров.
Тем временем пришло время решающего события дня – конкура. Только три спортсмена отпрыгали чисто непростой маршрут, и среди них был Филлип Даттон на Форемэне (Австралия), который также «нулем» проехал кросс, и в результате остался вторым. Любимец английской публики Уильям Фокс-Питт на Баллинкуле сделал два повала, но даже они не помешали ему занять первое место. Третьим стал опытный спортсмен из Новой Зеландии Эндрю Николсон на Лорде Киллингхерст. Известие о своей победе Уильям Фокс-Питт принял с невозмутимым видом, и ответом на восторг трибун стала только скупая улыбка и приветственный жест рукой.
Пока готовилось награждение на поле прошел парад охотничьих собак. Как известно, парламент Великобритании принял закон о запрете охоты на лис, и множество собак осталось не у дел. В Бургли зрители очень тепло встречали разноцветную лавину ушей, носов и хвостов, заполонивших арену, и недвусмысленно высказали свое мнение по поводу вступления закона в силу.
На награждение приглашались не только спортсмены, но и владельцы лошадей, которым также вручались серебряные кубки, а владельцы Баллинкулы получили огромное серебряное блюдо.
ОБСУЖДЕНИЕ
Добавить комментарий
Чтобы добавлять комментарии в этом разделе вам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться (ввести свой логин и пароль в соответствующую форму на главной странице)!