Принц степей
8 апреля 2007
В истории развития цивилизации лошади занимают особое место. Многие века без них были немыслимы ни войны, ни хлебопашество. Благодаря лошади путешественники открывали мир, а коммерсанты перевозили грузы. Для разных целей было создано много великолепных пород лошадей. В XX веке отношения отношения лошади и человека во многом изменились. Лошадь стала равноправным участником спортивных состязаний. Большинство созданных ранее пород нашли свое новое место в спорте.
Автор: Federation Equestre Internationale
До наших дней в России сохранились всего две старинные заводские породы лошадей, создание и развитие которых происходило в конных заводах со всеми элементами селекции того исторического периода: донская и орловская рысистая.
В климатических условиях России с длинной снежной зимой и слякотным межсезоньем, с огромными расстояниями между городами рысистые лошади орловской породы находили большое применение. Создатель породы граф Орлов уже 2 века назад проводил бега для выявления рабочих качеств и резвости рысаков.
Основным же назначением верховой лошади в России была армия. Именно для военных походов была создана донская порода. Она берет свои истоки от древних лошадей ногайского (Nogajy) племени и лошадей азиатского происхождения из районов к востоку от Каспийского моря. Табуны жили на свободе на скудных пастбищах берегов Волги и Дона. Эта лошадь славилась своей исключительной выносливостью, способностью переносить равно хорошо и суровую зиму, и жестокую жару южнорусских степей. В XVIII веке появились первые крупные коннозаводчики и первые заводские студбуки. Завозились ахалтекинские, карабахские, арабские и чистокровные английские жеребцы и выпускались в степные маточные табуны. Этот коктейль дал породу исключительную по рабочим качествам и экстерьеру. Лошади этой породы особенно ценились в армии. За пределами родных степей донские лошади прославились как лошадь казаков, в полной мере доказав свою ценность во время преследования войск Наполеона в 1812 году. Казаки на своих донских лошадях дошли до Парижа.
Слава о выносливости донской лошади сделалась общеизвестной.
Испытания на дистанционую выносливость донских лошадей в армии проводились регулярно.
В ноябре 1883 г. 4 офицера и 14 казаков прошли в 20-градусный мороз по глубокому снегу 1128 верст (1241 км.) из Нижнего Новгорода, через Москву, в Петербург всего за 11 дней.
Корнет М.Асеев в 1899 г. проехал из Лубен Полтавской губернии в Париж, на Всемирную выставку, на донских кобылах Влаге и Диане 2457 верст (2633 км.) за 30 дней, делая в среднем по 80 км. в день, а в последнем переходе перед Парижем прошел за день 110 км. В Париже, в момент прибытия туда М. В. Асеева, проходила Всемирная выставка, и русский герой-кавалерист сразу же оказался в центре внимания многочисленных посетителей выставки и представителей прессы. Более 200 журналов поместили статьи с восторженными откликами на этот дальний конный пробег.
В 1946 году донские казаки в пробеге Сальск-Ростов-на-Дону при 40-градусной жаре преодолели 200 км, разделяющие города, за 18 ч. 25 мин.
В 1951 году с целью выявления максимальной выносливости лошадей донской породы был организован пробег. В течение 2-х недель лошади ежедневно проходили по 120 км между двумя конезаводами, и на следующий день в обратном направлении. По истечении 2 недель пробег был прекращен, так как в продолжении его не было уже никакой необходимости: лошади, ежедневно покрывая 120-км. в день от одного конезавода до другого , прекрасно себя чувствовали, сохраняли отличный аппетит и были способны и дальше проходить такое же расстояние.
Другие цифры с испытаний на дистанционную выносливость:
Занос – 309 км. за 19 часов
Брев Бой – 304 км за 19 часов
Сургуч – 300 за 19 часов
В 1995 году донской жеребец Князь Помпей под седлом всемирно известной путешественницы Basha O"Reilly прошел путь 4000 км из степей с берегов Волги до туманной Англии. Ему посвящена книга " Князь Помпей - степной жеребец" ("Count Pompeii - Stallion of the Steppes”).
После периода разрухи в России и забвения этой породы энтузиасты возрождают былую славу породы. Молодые лошади, среди которых потомки того знаменитого Заноса, во всех состязаниях по пробегам занимают не просто призовые места, но часто - весь пьедестал почета.
Для французского пробежного коннозаводства и спорта огромное значение имел Персик - араб, вывезенный с Терского конного завода. Но Россия богата не только превосходными арабскими лошадьми, в России есть национальная порода, о которой мало знают в мире, и которая имеет все шансы выйти на международную арену и прославиться в пробегах.
Основной проблемой породы является малая численность - следствие экономических и политических проблем в России. От некогда огромных табунов, гулявших в степях, уцелели лишь несколько сотен ценнейших маток и жеребцов.
Во Франции создается ассоциация любителей и владельцев лошадей донской породы с целью сохранения породы и ее продвижения в спорт. Лошади, выросшие в бескрайних русских степях, обретут французское гражданство и покажут во всем блеске качества, созданные поколениями казаков и первых русских коннозаводчиков.
ОБСУЖДЕНИЕ
Добавить комментарий
Чтобы добавлять комментарии в этом разделе вам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться (ввести свой логин и пароль в соответствующую форму на главной странице)!
14 декабря 2009, 19:16:30
14 декабря 2009, 19:16:33
14 декабря 2009, 19:18:41