Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

Лошадь для спорта или лошадь для физкультуры?

14 февраля 2020

Мечта многих коннозаводчиков – увидеть рожденную в его хозяйстве лошадь на чемпионатах Европы и мира, а при удачном стечении обстоятельств – и на Олимпийских играх. Но насколько далеки эти мечты от реальности в отдельно взятой стране, и что ждет молодняк спортивных пород на самом деле? Интересные исследования были сделаны к.с-х.н. Анной Дорофеевой, которые мы предлагаем вашему вниманию

Автор: Анна ДОРОФЕЕВА

Делая выборку лошадей тракененской породы по техническим протоколам, размещённым на сайте www.equestrian.ru, можно увидеть, что основная масса конкуров в регионах - это 100-110 см, в основном для детей, любителей, юношей и молодых лошадей.
Рассмотрим для примера Приволжский Федеральный округ,  в котором есть несколько племенных хозяйств, активно занимающихся разведением лошадей. Это конный завод «Ермак» (лошади ганноверской породы), КФХ Н.Д. Шашерин (лошади тракененской породы), Мордовский конный завод, племенные фермы Нижегородской области, Татарстана, конные заводы рысистого направления и бесчисленные табуны башкирских лошадей. Как видим, ПФО богат конским поголовьем, что должно являться предпосылкой к развитию конного спорта, и, в том числе, наиболее зрелищного и объективного его вида – конкура В составе ПФО 14 субъектов, но мы не нашли ни одного турнира в Удмуртии, Марий Эл, Мордовии, хотя спортсмены из этих республик с успехом выступают на турнирах в других регионах округа. (Прим.редактора. Выборка делалась на основе базы данных equestrian.ru, куда попадают не все результаты соревнований, проводящихся в РФ). В базе есть данные о четырех турнирах в Башкирии. По республике Татарстан есть данные только об одном турнире. При этом в нём приняло участие очень много спортсменов и любителей на высоте 100-110 см, но была высота и 130 см, в этом конкуре приняли участие шесть пар.

Знаменитый Пепел
Знаменитый Пепел
Тракененский Пепел

Кроме двух республик, отчитались о проведённых соревнованиях по конному спорту 5 субъектов округа: Пермский край, Оренбургская, Саратовская, Нижегородская и Ульяновская области. Лидером по числу турниров стал суровый Пермский край – их там было 12. Проводились они в КСШ «Реприз» и конноспортивном комплексе Пермского края. В КСШ «Реприз» давно мечтают о манеже, а пока соревнования проходят на открытом грунте в любую погоду. Наиболее популярны конкура 80-85 см (22 соревнования), 100-105 см (14 соревнований) и 110-115 (11 соревнований), собиравшие до 40 участников. Состоялись 3 турнира с высотой 120-125 см с числом участников от 4 до 10 человек и 1 турнир 130 см, где выступили 8 спортсменов.
В Нижегородской области проведено 9 турниров, здесь есть несколько современных клубов: «Пассаж», «Курцево» и «Три Грации». Здесь наиболее популярные высоты 90-95 см и 100-105 см (по 20 соревнований), а также 110-115 (19 соревнований), в которых порой набиралось до 30 участников. Конкуры 120-125 см проведены 7 раз, в них участвовало от 4 до 16 спортивных пар, а конкур 130 состоялся только 1 раз, и в нём приняли участие 3 человека.
В Саратовской области организацию 8 турниров взял на себя КСК «Гермес». Здесь наиболее популярной была высота 110-115 см (22 соревнования), но соревнования 100-105 см и 120-125 см были также довольно популярными, они проходили 17 и 16 раз соответственно. Конкур 130-135 см состоялся 7 раз, а конкур 140 см проходил дважды, и в нём участвовало от 3 до 6 человек.

В Ульяновской области состоялось 4 турнира в клубе «Ундоры». Здесь 16 раз ставили 100-110 см, 8 раз – 100-105 см и 4 раза 120-125 см. В Оренбургской области конкуристов принимал клуб «Дубровский», и здесь ситуация не сильно отличалась от других регионов.
Итак, рассмотрим те 39 соревнований, по которым удалось посмотреть технические результаты, то есть, по сути – случайная выборка. При этом участников мы просто сложили, потому что иногда один всадник едет на нескольких лошадях, иногда несколько всадников на одной лошади. Согласно графику, больше всего конкуров в ПФО проводится на высоте 110-115 см, но больше всего людей участвует в конкурах с высотой 100-105 см. Турниров выше 120-125 проводится в 2 раза меньше, а участвует в них в 3 раза меньше человек. Турниры 130 см заявляли в ПФО всего 11 раз, а 140 – всего 2 раза и оба – в КСК «Гермес» Саратовской области. На Первенстве ПФО в июле 2019 г., в конкуре 140 см выступало 6 спортивных пар, в том числе дважды Данилова Ольга.
При этом состав лошадей требует особого рассмотрения, для которого надо делать отдельную выборку, тут прыгают рысаки, русские верховые, башкирские, будённовцы, ганновераны, тракены, разные помеси и лошади, импортированные из Европы. Вопрос стоит ли импортировать, чтобы прыгать 100 см, повисает в воздухе, но они могут быть отличными учителями, как и другие, ведь в основном участники турниров - это дети, юноши и любители.
Теперь бегло просмотрим на ситуацию в Южном ФО, богатым не только конными заводами верхового направления, но и конноспортивными секциями и школами. Республика Адыгея – 1 заявленный конкур. Краснодар – 2 конкура. Среди всех выгодно выделяется Ростовская область – 26 заявленных турнира и 9 с техническими результатами. При этом здесь в конкуре 115 зачастую участвует свыше 30 спортивных пар и в большинстве своём это молодые лошади, выступающие согласно своему возрасту. Сказывается близость конных заводов и традиции. Гораздо чаще проводятся и турниры 130-140 см в которых выступает порой до 10 участников. Турнир «Олимпиада Дона», заменившая краснодарскую «Надежду России» является хорошим подспорьем для конных заводов.
В Центральном Федеральном округе Москва и Московская область вне конкуренции, но на этом фоне особенно бедно выглядит ситуация в сопредельных областях - Калужской, Рязанской, Тамбовской, Тульской и других, где проходят турниры от 60 до 120 см, в которых участвует до 10 человек. Большинство соревнований здесь – конкура 80-100 см для детей и любителей. Наверное, это неплохо. Не хуже чем в 90-е годы. Может быть, это признак того, что конный спорт встаёт с колен. Открываются новые клубы и привлекают новых любителей. Отличной идеей стали этапы Maxima, собирающие большое число участников в регионах. Ведь каждый турнир, это праздник, адреналин, преодоление себя, который кто-то захочет продлить и остаться в спорте профессионально.
Курской области, в отличие от пермской КСШ «Реприз», повезло - «Газпром» подарил детям комплекс с манежем, выделил деньги на покупку лошадей.
На вопрос «Почему не развивается профессиональный конный спорт, а остаётся на уровне детского и любительского» невозможно дать быстрый ответ.. Причин много - и в образе жизни, и в экономике, в психологии людей, и в традициях.

В этой связи лозунг о том, что основной потребитель продукции коннозаводчиков – это конный спорт, выглядит нелепо. Позвольте, господа и дамы, если конный спорт – это 100-110 см, то можно обойтись вообще без культурных пород! Тракены с будённовцами демонстрировали свои возможности и на 160 см. А тут, как говаривал тренер нашей «группы здоровья» Александр Петрович Борисов: «100 см и корова перепрыгнет!».

Это объясняет и пассивное отношение к подбору жеребцов в некоторых хозяйствах. А вот в КФХ Шашерина Н.Д., что в Пермском крае, кроют сыном Хлопка, выступавшего в конкуре под кличкой Хэптон и прыгавшего 150 см. Разве не хочется зоотехнику и владельцу гордится своим питомцем, надеяться, что он будет выступать в большом спорте? Сегодня это становится недостижимой мечтой.

Организация и проведение турниров, повышение квалификации судей - это очень важно, правильное оформление протоколов тоже. Но без аналитической работы, которую в первую очередь должна проводить федерация конного спорта России,  не будет движения вперёд. Если в федерации есть база данных, значит, она должна работать. Выявлять отстающие регионы, делать рейтинг тренеров по регионам и стране, чтобы они думали не о пятнадцатом по счёту сертификате и фото на память после лекции и кофе-брейка, а о том, почему их дети неправильно сидят, не отдают руку, плюхаются в седло после прыжка, демонстрируют рваную езду, переносят руку через холку, смотрят в шею. Для этого не надо быть Бербаумами, это элементарные вещи. Обидно будет тренеру Иванову быть худшим в России? Потеряет он после этого клиентов и работу или будет стремиться обойти других? Да, любой рейтинг может иметь в нашей стране коррупционную составляющую, дружеские отношения тоже никто не отменял, но есть и объективные показатели, – результат всадника и лошади, есть специально разработанные протоколы для оценки посадки. Может это наивно, но надо с чего-то начинать. Переиздать книгу Деллон о посадке в конкуре, Эриха Эзе, в конце концов. Выпустить аудио-книги, комиксы, мультики. Делать просмотры тренировок посредством видео уроков и интернета.
Без конного спорта пропадут наши отечественные породы, но держать планку племработы на 110 см - это самоубийство. Тратить свою жизнь на разведение лошадей, собирать ценные крови, не спать ночей, чтобы потом твои питомцы прыгали 100 см, потому что прыгать выше в стране Россия не нужно и очень дорого? Ответить на вопрос, что же будет с породами, когда уйдут нынешние коннозаводчики, которым в большинстве своём ныне за 50, можно однозначно – их не будет. И есть ещё два варианта развития событий. Первый «несбыточный» - государство создаст заповедники для лошадей отечественных пород и будет их финансировать. Второй «более-менее сбыточный» - ФКСР, будет реально заниматься «развитием, совершенствованием и популяризацией конного спорта», как это прописано в её целях, а не оценивать качество селекции и козырять громкими лозунгами, которые пока не имеют под собой никакого основания.

ОБСУЖДЕНИЕ

comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
+1
RusHann
14 февраля 2020, 14:23:46
В этой связи интересны первые результаты опроса
https://forms.gle/3gDTAr2PV6jEb1yH8
Большинство считают, что оценка спортивной работоспособности лошади, выступающей на базовом уровне (А-Е), не может быть ниже 5 баллов (достаточно) - 56% опрошенных.

При этом для лошади старше 7 лет за такой уровень стартов не может получить выше 7 баллов (довольно хорошо, 50% респондентов)

70,6% опрошенных при этом считает, что жеребец для разведения должен иметь оценку работоспособности не ниже 8 баллов.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
+1
Екатерина Штатнова
14 февраля 2020, 14:41:35
У нас нету конкуров 170 см. И в мире, кстати, тоже (оставляем за скобками маршруты на мощность, там могут и до 210 допрыгаться). Уровни А-Е - это что?
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
RusHann
14 февраля 2020, 14:48:31
https://[ссылка]

тут схема
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
+1
Екатерина Штатнова
14 февраля 2020, 14:59:33
Канавы с этого года - не более 4м.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
RusHann
14 февраля 2020, 14:50:12
А почему про 170 см вопрос подняли?
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Екатерина Штатнова
14 февраля 2020, 15:00:36
Потому что вроде бы опрос про современные реалии, но при этом используются устаревшие показатели. И дополнительный вопрос - этот опрос, он просто для статистики, или в рамках разработки какого-то проекта?
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
RusHann
14 февраля 2020, 15:08:44
Тут надо долгую предысторию. Пересматриваются инструкции по бонитировке лошадей спортивных пород, действующая https://yadi.sk/i/rbqSq-f6o6IDcQ

Чтобы от чего-то отталкиваться при разблюдовке (ну вот лошадь стартует 110 и за 2-3 место получает 4 балла - явно несправедливо) было решено такой опрос сделать.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
+1
Екатерина Штатнова
14 февраля 2020, 15:15:23
Имхо это как-то легкомысленно. Но, тк. я вообще не в курсе кто и зачем сейчас проводит бонитировку лошадей спортивных пород, не могу ничего сказать по сути. В удивлении.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
+1
Екатерина Штатнова
14 февраля 2020, 15:34:07
Наверное, предыдущий пост не совсем правильно выразил мою заинтересованность. Попробую по-другому. Кто-то знает, где и когда в 2019 году было проведено бонитировок, и где можно посмотреть их результаты. Вот так-то лучше!
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
+1
RusHann
15 февраля 2020, 17:43:55
Бонитировки - это внутренние мероприятия в хозяйствах, проводящиеся в соответствии с утвержденной МСХ инструкцией. Но по сути касаются только хозяйств с племенным статусом (претендующих на господдержку).
Молодняк 2 лет каждый год, производящий состав -раз в пять лет. Ведомости сдают в региональные минсельхзы
Эту информацию в принципе не публикуют, она и затрагивает мизерную часть поголовья, производящую лошадей для физкультуры. НО это не отменяет необходмости наличия нормативки
(И да, бонитирвка - это комплексная оценка для отбора в племсостав, никакого отношения к проводимым ФКС и нами "шоу" молодых лошадей не имеет).
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Екатерина Штатнова
15 февраля 2020, 18:35:00
Да, понятно, спасибо! Хотя выглядит странной такая система - некая конструкция для внутреннего министерского пользования для внутренней оценки лошадей, которые в принципе государству не сильно и не нужны.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
RusHann
15 февраля 2020, 18:40:49
ну вот если государство по привычке выделяет деньги на племенное дело (в птицеводстве выделяли мало, теперь до 100% суточных цыплят - из-за границы - зависимость, однако, в т.ч продовольственная), то и спрашивать должна по форме.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Екатерина Штатнова
15 февраля 2020, 18:52:04
Да, с этим согласна, какие-то критерии должны быть. Только тут может получиться как с ЕВСК, когда никак не могут угадать с разрядными критериями. То по 26 мастеров спорта за один старт, то ни одного два года.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
+1
RusHann
15 февраля 2020, 19:18:01
ну тут на самом деле один раз напрячься в момент получения статуса. Плюс пока еще не заставляют, чтобы бонитировку производили исключительно независимые люди
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
RusHann
15 февраля 2020, 20:27:55
кстати, нужно ли государство в племенной деятельности, -тоже есть опрос (кросс-отраслевой) https://forms.gle/pKTHJTvqzyFT9FFP9
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
chebyshev8.01
15 февраля 2020, 20:58:14
Оценивать лошадей по занятым местам в соревнованиях это неверный подход в принципе. На этой основе никогда не получится сколько-нибудь информативной оценки. Как это и было при бонитировке по методике из ссылки.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
irina.hor
15 февраля 2020, 21:12:31
А что Вы предлагаете взять за основу оценки спортивных качеств лошади?
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
+2
chebyshev8.01
15 февраля 2020, 21:50:35
А разве я должен что-то предлагать? В ФКСР есть целый комитет по коннозаводству, это его работа. ;)
Занятое место в спорте - это результат соревнования между людьми, между их умениями, интеллектом, тактическими навыками, волевыми качествами и т.п. И условия соревнований определяются таким образом, чтобы на первом плане было именно это, а не качество/цена вспомогательного оборудования.

Характеристикой лошади могут быть технические параметры, например количество повалов препятствий на 20 маршрутах в течение одного года. Или средняя оценка за 10 Больших призов. Или дисперсия этих величин. Или динамика среднеквадратичного отклонения квартал к кварталу. Или цена спроса на открытом аукционе, это вообще самый точный показатель. :) Только это никому не нужно.
comment 0 1 comment 0
0 0
RusHann
15 февраля 2020, 22:09:26
комитет по коннозаводству общественной организации, чьи члены (и взносоплатители) никак не связаны напрямую с племенным делом ,- едва ли та инстанция, к которой стоит апеллировать
за границей в моделях в качестве "базового" признака работоспособности используются разные показатели - от относительного занятого места до логарифма суммы выигрыша.
comment 0 0
0 0
chebyshev8.01
15 февраля 2020, 22:20:00
В таком случае опросы и подавно смысла не имеют. Логарифм суммы выигрыша это тоже занятое место, только еще дальше от оцениваемой величины.