Горячее тавро: быть или не быть?
12 декабря 2018
Впервые тема запрета горячего таврения в Германии широко обсуждалась 8 лет назад: с ноября 2012 года было запланировано соответствующее изменение в Законе о защите животных (Tierschutzgesetz). Тогда - благодаря активности племенных организаций и широкой общественности - удалось сохранить этот метод мечения, поскольку тавро служит не только для идентификации животных, но и выполняет роль товарного знака и является частью исторического имиджа породы того или иного региона.
Автор: М. Политова, шеф-редактор журнала«Новое сельское хозяйство», председатель Ганноверского клуба России
В то же время с начала 2009 года в Евросоюзе вступил в силу норматив EU 504/2008, сделавший обязательным чипирование. Впрочем, из этого правила есть исключения, и в Австрии, к примеру, транспондер не является обязательным.
Таким образом, на протяжении последнего десятилетия жеребята в Германии два метода идентификации дублировались.
Однако Партия Зеленых в Германии продолжала укреплять свои позиции, и было понятно, что сохранение тавра – лишь временная победа: запрет был отодвинут на конец 2018 года.
Примечательно, что это изменение в законе о защите животных на протяжении некоторого времени обсуждалось параллельно с запретом кастрации поросят без наркоза – процедурой, не сопоставимой по глубине вмешательства. Свиноводам удалось отодвинуть введение запрета на конец 2020 года – они смогли убедить, что пригодного для широкого практического использования средства для наркоза и обезболивания рынок не предлагает. Коневодческое лобби оказалось слабее, и с 1 января 2019 года изменения в законе о защите животных все же вступают в силу.
Формально изменение в законе подразумевает не запрет таврения как такового, а недопустимость горячего таврения без действенного обезболивания. На практике же привлечение ветеринарного специалиста, имеющего право применять обезболивающие средства, стоимость местного анестетика и самой процедуры сделает саму процедуру таврения дороже и более продолжительной, что едва ли будет воспринято заводчиками благосклонно.
Тем временем продолжались попытки спасти тавро. Благодаря известному ганноверскому заводчику и не менее известному доктору-дерматологу проф. Фолькеру Штайнкраусу были сделаны первые шаги по поиску практичного средства местной анестезии, подобрано действующее вещество, уже применяемое в медицине. Если бы удалось вывести его на рынок в виде пасты, требования закона были бы исполнены, а таврение сохранено. Была найдена даже фармацевтическая компания, готовая заняться выпуском пасты. Но, к сожалению, процесс допуска действующего вещества в ветеринарии был остановлен.
Существуют местные допущенные анестетики для ветеринарии, но для нанесения на слизистые. Но для использования их на коже требовалось расширить сферу применения препаратов, однако по закону это возможно лишь в ходе повторной регистрации препарата, а это процесс длительный и дорогостоящий и предпринимается только в том случае, если рынок ожидает хорошие прибыли. Этот аргумент сработал в случае свиноводства
В начале декабря состоялось заседание Отдела селекции Федерации конного спорта в Германии. Директор отдела селекции ФКС ФРГ д-р Клаус Мизнер подытожил попытки: «Мы были близки к решению проблемы, но этого не случилось».
Есть и еще один аспект: в последние годы племенные союзы столкнулись с «политической» проблемой общественного неприятия горячего таврения, которое, как и неприглядные картинки негуманного отношения к лошади с турниров (слишком узко затянутые капсули, ролл-кюр и т.п.) наносят ущерб имидж коневодства в целом.
Поддержала введение запрета и Федеральная палата ветеринарных врачей на своем годовом собрании в конце августа 2018, мотивируя это тем, что болезненность процедуры не ограничивается временем ее проведения, а проведение параллельно обязательному уже чипированию делает ее избыточной. По словам д-ра Уве Тидеманна, президента Палаты, таврение служит в первую очередь для рекламы племенного объединения (что запрещено законом). Впрочем, многие практикующие и занимающиеся разведением ветврачи придерживаются иной точки зрения.
Таким образом, на сегодняшний день очевидно, что к 1 января 2019 года подходящее решение найдено не будет, и таврение горячим тавром на территории Германии окажется под запретом.
«Горячее таврение тоже менялось со временем – когда-то таврили и на шее. Тавро позволяет идентифицировать лошадь в течение всей жизни, оно неизменно и наглядно. Это не относится к чипу: случается, чип не читается, не все приборы (были) совместимы с разными чипами, встречаются и случаи сознательной подмены их и даже обнаружения у одной лошади двух –трех чипов, - пояснил Д-р Мизнер. - Даже на CHIO в Аахене был случай нечитабельности микрочипа – идентификация животного была затруднена».
Опыт использования чипов показывает, что процедура чипирования не является менее стрессовым событием для жеребенка, чем таврение, чтение чипа требует наличия специальных приборов, чипы «мигрируют» по телу, вызывают абсцессы могут, быть удалены хирургически…
Стоит напомнить, что пока нет единой международной базы данных по генетике, которая позволила бы однозначно установить лошадь по ее ДНК. Наличие тавра с номером позволяло наводить справки уже в конкретном племенном объединении.
Пока же Отдел селекции ФКС ФРГ рекомендовал не убирать из уставов племенных объединений возможность горячего таврения.
Впрочем, действие немецкого закона не распространяется на другие страны и наоборот. К примеру, на территории Скандинавии горячее таврение запрещено несколько лет, поэтому датские заводчики возили лошадей на территорию Германии и таврили там. Сейчас теоретически сохраняется возможность таврить лошадей, вносимых в немецкие студбуки, и дальше.
Вестфальский союз, как следует из сообщения российского представительства «Вестфален Свит», решил полностью отказаться от горячего таврения. Ганноверский пока проводит консультации. Так, в Австралии заводчики ганноверских лошадей уже несколько лет имеют возможность решить, таврить или не таврить жеребят (чипирование обязательно), но большинство предпочитают тавро. Ганноверские заводчики Канады выступают за сохранение тавра и готовы продолжать такое мечение при условии, что заводчик сможет сам сделать выбор. Не запрещено горячее таврение и в России. Что решит Ганноверский союз будет известно в ближайшие часы.
ОБСУЖДЕНИЕ
Добавить комментарий
Чтобы добавлять комментарии в этом разделе вам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться (ввести свой логин и пароль в соответствующую форму на главной странице)!
13 декабря 2018, 12:13:46
The decision today:
We can continue to brand in countries were branding is still legal on an optional based.
Best regards,
Ludwig
(из письма главы Международного департамента Ганноверского союза Германии д-ра Людвига Кристманна)
19 декабря 2018, 09:39:03