Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

Трудный подросток - проблемы воспитания или диагноз?

28 ноября 2000

Положительный опыт применения иппотерапии в работе с трудными подростками.

Автор: Владислав Самарский, ОКЦ Солнечный остров

"Трудный подросток" - проблемы воспитания или диагноз ?

Отправной точкой занятий с "трудными подростками" в Конном центре "Солнечный Остров" можно считать встречу в мае с Маргаритой фон дер Борх из организации "Перспективы" и Верой Кравчик из "Лазарета". Они несколько лет занимаются этой проблемой и пришли посоветоваться, смогут ли лошади помочь в работе с их подопечных.

Подростки, ставшие участниками нашей программы, имеют целый комплекс проблем. Они обладают способностями и потенциалом, но не могут себя реализовать в тех условиях, в которых они растут дома и которые им предлагает существующая система образования. Встречая непонимание в семье и негативное отношение учителей в школе, ребята замыкаются в себе, начинают уходить из дома ища поддержки и понимания на улице и в итоге могут стать "уличными детьми" оказавшись либо жертвами преступления, либо преступниками.

Мы часто употребляем термин "трудный подросток" не очень задумываясь о его значении. Еще реже думаем о причинах такого поведения ребят. Если родители пьют, ссорятся или очень много работают и не замечают своего ребенка (побои и ругань - не проявление внимания), то агрессивное поведение, неуспеваемость в школе и уходы из дома весьма логичны. Но почему мы встречаем "трудных подростков" из благополучных семей родители которых тратят много сил и времени на воспитание своего ребенка?

"Дети с гиперактивностью и нарушением внимания" - термин, который за рубежом применяется в случаях, когда проблемы ребенка лежат не в области воспитания, а в области психологии и психиатрии. Однако, наличие этого диагноза не снимает ответственности с родителей за воспитание своих детей. Гиперактивность и нарушение внимания (ГиНВ) означает необходимость специального подхода к обучению, воспитанию и развитию ребенка дома, в школе и на улице. Это необходимо учитывать родителям, учителям, тренерам, участковым милиционерам и представителям социальных служб.

Чтобы понять методологию работы с гиперактивными детьми и возможность использования лошадей для работы с ними, необходимо понять особенности их поведения, обучения и общения. Предлагаю вашему вниманию выдержки из материалов Аниты Шкеди (Израиль) - педагога, инструктора по лечебной верховой езде, которая давно занимается этой проблемой и является признанным специалистом в данной области. В сентябре 2000 года Анита провела в Москве семинар для специалистов лечебной верховой езды.

Материалы представлены в форме тезисов. С полным текстом статьи Аниты Шкеди можно ознакомиться в Оздоровительном конном центре "Солнечный остров".

Анита Шкеди
Особая роль инструктора по лечебной верховой езде при обучении детей с гиперактивностью и нарушением внимания

Особенности учащихся с гиперактивностью и нарушением внимания

  • неспособны удерживать в памяти какое-либо событие. У них отсутствует чувство прошлого, и вследствие этого они не способны сравнивать разные элементы прошлого опыта. Они не в состоянии давать оценку событиям.
  • неспособны использовать прошлый опыт в настоящем. Если бы они осознавали прошлое, они смогли бы лучше предугадывать будущее. Они не осознают будущего.
  • не обладают чувством времени и в следствии этого у них нет понимания того, что произойдет в следующий момент. Принцип перенесения опыта прошлого на будущее помогает развитию самосознания у больных с ГиНВ. Они не обладают самосознанием.
  • обладают другим чувством времени: они не способны строить планы, составлять расписания, что создает трудности в попытках организовать, спланировать будущее. Кроме того, неспособность обдумывать действия означает, что такие пациенты не способны запоминать информацию. Они живут данным моментом.
  • не способны анализировать информацию, отделять факты от ощущений. Они не объективны и не проницательны. Они не способны овладевать своими эмоциями ради достижения цели.
  • нуждаются в определенной среде, в чем-то извне, что бы стимулировало их энтузиазм и внутренние порывы. Им необходима некая форма поощрения извне, чтобы пробудить их к действию.
  • не усваивают язык; не рефлексируют; не видят проблем, требующих решения; не прибегают к самоанализу. Они не способны достичь самоконтроля.

Проблемы на уроках в школе

  • беспокойство, неловкость, чрезмерная подвижность;
  • неусидчивость;
  • большая подверженность внешним отвлекающим факторам;
  • трудности в выполнении заданий по заданным условиям;
  • с трудом фиксирует внимание при выполнении задания или во время игры;
  • не редко, не выполнив одного задания, переключается на другое;
  • с трудом сохраняет тишину во время игр;
  • многословен;
  • перебивает других, назойлив;
  • слушает невнимательно;
  • теряет снаряжение для занятий или игр;
  • часто подвергает себя или окружающих физическому риску, не думая о последствиях.

Некоторые родители и специалисты могут сказать, что школьный учитель не в состоянии справиться с учащимся, страдающим ГиНВ, скорректировать его поведение на уроке. ГиНВ мешает усвоению таким учеником элементарных навыков.

Это момент спорный: очевидно, что школьный учитель может определить проблемы учащегося, но он не может определить их природы. Школьному учителю нужно оказать поддержку.

Мнение родителей детей с ГиНВ, которые занимались лечебной верховой ездой

1-й родитель

"В сущности проблемы начались еще в детском саду. Если кто-то из детей прикасался к нему, он взрывался... он очень агрессивный. Он не давал покоя другим детям и был очень шумным. Меня попросили забрать его из сада. Когда он пошел в первый класс, учительница сказала, что он подает большие надежды, но справится с этими симптомами она не может".

Единственное, что предлагала учительница, было использование медикаментов. Мальчик ежедневно возвращался домой в слезах, говоря, что в школе ему нравятся только перемены.

Основные изменения, наступившие после того, как ребенок стал посещать занятия Лечебной Верховой Ездой (ЛВЕ):

  • Он нашел занятие себе по душе;
  • Во время верховой езды, он слушается указаний инструктора;
  • Возвращается с занятий спокойным, поведение его изменилось;
  • Воспринимает верховую езду как награду;
  • Мама считает, что инструктор ЛВЕ многому научил ее в подходе к ГиНВ.

2-й родитель

В начале интервью мама сказала, что ее ребенок был очень зажатым, легко раздражимым, нуждался в немедленном поощрении. Он мог учится, но поведение было его главной проблемой: он дрался и ссорился с одноклассниками. Мама считает, что ее сын хорошо развит для своего возраста. Но он не был в состоянии построить отношения с другими детьми. Учитель не мог справится с ним, видя выход в приеме медикаментов.

С начала занятий ЛВЕ у него появился мотивирующий фактор. По словам его матери, он стал совершенно другим ребенком. Если бы в школе учитель попросил бы его поднять руку, он не за что бы не сделал этого, но на занятиях ЛВЕ его реакция мгновенна. Он говорит маме, что она должна поговорить с Богом, чтобы не было дождя. Даже если он приезжает на занятие в возбужденном состоянии, он всегда возвращается домой спокойным. Ему нравится лошадь, его мама считает, что животное понимает ее сына. По мнению мамы, ее ребенок стал чувствовать себя гораздо лучше.

У него по-прежнему остаются проблемы, но лошадь, как считает его мама, поможет ему понять самого себя. Она никогда не видела, что он плохо себя ведет на занятиях. Других учеников он не беспокоит.

3-й родитель

У ее сына ГиНВ и серьезный трудности с учебой, он посещает специальную школу, персонал которой, по мнению его мамы, способен справиться с проблемами его обучения, но ничего не знает о специфике ГиНВ. Ребенок не принимает никаких специальных препаратов, мама работает дома и имеет возможность самостоятельно заниматься развитием сына.

"ЛВЕ стала одной из важнейших вещей в его жизни. Он изменился физически, в особенности координация движений. У него появилось чувство собственной защищенности и веры в свои силы. В процессе обучения приемам верховой езды он смог развить навыки учебы вообще".

У него появилось чувство времени: неделя, день недели. Его настроение портится, если на улице дождь, и занятие приходится пропустить. Верховая езда помогла ему осознать последовательную смену событий и необходимость этому соответствовать.

Он впервые попал в ситуацию, в которой все происходит по доступным для него правилами, и он понимает их. Он знает, что во время верховой езды его команды должны быть четкими.

В основном у мальчика все те же проблемы с учебой, но верховая езда развила у него восприимчивость.

Особая роль инструктора ЛВЕ

Инструктор ЛВЕ играет особую роль в обучении детей с ГиНВ. Первая причина этого состоит в тон, что за короткое время индивидуальной работ с каждым из учеников инструктор имеет возможность понять основу всего процесса специального обучения. Инструктор предлагает программу обучения, основанную на индивидуальных целях, достижение которых подразделено на кратковременные и долговременные этапы.

Специальный метод обучения детей с ГиНВ в рамках программы верховой езды может применяться как в малых группах, так и на индивидуальных занятиях. Это означает, что учитель может точно фиксировать, что данный ученик должен изучать в тот или иной момент.

Вторая причина, по которой инструктор ЛВЕ играет особую роль в обучении детей с ГиНВ, заключается в том, что в настоящее время учителя стеснены правилами и целями, преследуемыми современными школами. Тенденции социокультурной среды стали сказываться на национальных образовательных программах, в связи с этим учителю все труднее творчески подходить к образовательному процессу, импровизировать на занятиях. В новой системе большое количество упущений, в частности, априорно был сделан акцент на том, что все учащиеся одинаковы и требуют к себе одинакового отношения. Последнее в особенности ущемляет права учащихся с ГиНВ, поскольку они очевидно не соответствуют общим требованиям и в связи с этим лишены возможности получить должное образование.

Инструктор ЛВЕ по-прежнему свободен от рамок национальных программы для средних школ. Он по-прежнему в состоянии играть роль учителя, воспитателя и друга, передавая учащимся свой собственный опыт в том или ином стиле, используя те или иные методические приемы.

Инструктор ЛВЕ ведет индивидуальные занятия, учитывая индивидуальные нужды каждого ученика.

Для всадников, с трудом воспринимающих практические указания, верховая езда предлагает ряд очень простых правил и руководящих принципов. Переходя от одного типа активности к другому, всадник учится на преступать к новому заданию, прежде чем не выполнит предыдущее. Например, завершить езду шагом, прежде, чем пустить лошадь рысью (более быстрый аллюр).

Учащиеся с ГиНВ часто много разговаривают и не могут играть тихо, но разговорчивый всадник не беспокоит и не провоцирует лошадь. Лошадь как основной инструмент инструктора ЛВЕ не дает сбоев, не "отключается", - у нее есть удивительная особенность - она все время "слушает" всадника.

В ЛВЕ существует целый ряд парадигм для учащихся с ГиНВ: обучение выездке, прыжкам, верховой езде в сельской местности. Каждое задание имеет свои правила и стратегии, идет ли речь об удержании животного внутри определенного пространства или об уходе за ним. Это в высшей степени мотивирующий метод индивидуального обучения. Один час занятий подобного рода целиком задействуют внимание учащегося и его способность к концентрации.

Кроме того инструктор использует ЛВЕ и как поощрение, столь необходимое многим учащимся с ГиНВ.

И наконец, лошадь не может "критиковать" ученика, - его самооценка возрастает наравне с удовольствием и радостью от верховой езды.

Материалы предоставлены Русским иппотерапевтическим сообществом

ОБСУЖДЕНИЕ