Седла верховые
1 октября 1999
Глава из книги "Наставление по обозному делу РККА" (год издания - 1939)
Глава из книги "Наставление по обозному делу РККА" (год издания - 1939)
Описание седла верхового кавалерийского образца
85. Седло верховое кавалерийского образца состоит из оголовья, седла и принадлежностей к седлу. Оголовье бывает двух типов: мундштучное (рис 103) и трензельное (рис. 104).
Оголовье мундштучное (рис. 103) состоит из: недоуздка, мундштучного суголовья, поводьев мундштучных 7, поводьев трензельных 6, мундштука 9 с цепочкой 10 и удила 11,
Недоуздок состоит из: суголовного ремня 1, щечного ремня 13, налобника 3, намордника с подгубником 5, подбородника 4 и чумбура 8.
Мундштучное суголовье состоит из: суголовного ремня 2 и щечного ремня 12.
Оголовье трензельное (рис. 104) состоит из тех же деталей, за исключением мундштука, мундштучных поводьев и мундштучного оголовья.
Оголовье, надетое на голову лошади, пригоняется следующим образом:
- а) Суголовные ремни должны лежать на затылке лошади за ушами, не касаясь их, а щечные ремни-вдоль скул, идя прямо к углам рта лошади. Пряжки на щечных ремнях следует пригонять по возможнасти, наравне с низом ле-вого глаза лошади.
- б) Налобник должен лежать плотно на лбу под самыми ушами; челка под налобник не подкладывается.
- в) Переносье застегивается настолько свободно, чтобы под ним проходили два пальца; пряжка его должна быть ближе к щечному ремню с левой стороны
- г) Подбородник застегивается пряжкой с левой стороны; пряжка эта пригоняется, по возможности, наравне с пряжками щечных ремней,
- д) Удило должно лежать во рту лошади на голой десне выше клыка на два пальца, а у кобылы-на 2-2.5 выше выемки подбородка, не касаясь углов рта.
- е) Чумбур застегивается за кольцо подгубника; пряжка на чумбуре должна быть с левой стороны. Свободный конец чумбура привязывается на левой стороне седла, за передний вьючный боковой ремень, а при учебной седловке - за вьючную скобку на переднем конце левой лавки ленчика.
Примечание. Детали оголовья мундштучного приспособления отпускаются войскам из расчета 15 проц. к общему числу отпускаемых седел.
Седло (рис. 105) состоит из: ленчика с живцом и подушками (рис. 106), двух подкладок под лавки ленчика. (рис. 107), сиденья (рис. 108). двух крыльев (рис. 109), двух путлищ со стременами (рис. 110). двух подпруг (рис. 111), подперсья (рис. 112), потниковой крыши с потником (рис. 113), двух переметных сум для заднего вьюка (рис. 114) и двух кобур переднего вьюка (рис. 115), десяти вьючных ремней (рис. 116).
Принадлежности к седлу следующие: а) попона (рис. 117), б) трок попонный (рис. 118), в) саква сухарная (рис. 119), г) саква соляная (риг. 120), д) саква овсяная (рис. 121), е) саква для чая и сахара (рис. 120), ж) саква для сена (рис. 122), з) торба конская (рис. 123), и) аркан фуражный (рис. 124), к) щетка конская (рис. 125), л) скребница (рис. 126), м) водопойное ведро (рис. 127) и мешочек для подков и гвоздей (рис. 128), 0) стоялый недоуздок(рис. 129), п) мешочек для швейных и ружейных принадлежностей (рис.130).
Правила сборки седла
36. Сборка седла производится с соблюдением следующих правил:
- а) Вьючные рамки должны быть крепко привязаны ремешками к передним к задним концам лавок.
- б) Концы подпруг без пряжек перекидываются на левую сторону через живец и привязываются к обеим лавкам ленчика ремешкам, пропускаемыми снизу ленчика. Подпруги должны лежать на живце без натяжки, а концы (без пряжек) должны отстоять от нижнего края левой лавки на 240-310 мм (рис. 131).
- в) Крылья привязываются к лавкам ленчика бенфуторами вперед, причем основание
передней луки должно войти в овальное отверстие. Каждое крыло при-вязывается
двумя ремешками (рис. 132).
Примечание. Все сыромятные ремешки, привязывающие какие-либо отдельные предметы к лавкам ленчика, должны быть затянуты крепко; завязка этих ремней делается с наружной (лицевой) стороны привязываемых предметов; с внутренней стороны лавок имеются прорезные ходы (канавки), соответствующие толщине и ширине сыромятных ремешков. В случае недостаточной глубины прорезей необходимо соответственно углубить их, чтобы ремешки лежали на них заподлицо. - г) Подушки на-кладываются так, чтобы нижний их край находился у лапок задней луки, и привязываются сыромятными ремешками к живцу, как указано на чертеже ленчика (рис. 132).
- д) Путлище. Свободный конец путлища пропускается в ушко стремени, в свою
подвижную шлевку, предварительно надетую на путлище, затем в отверстие лавок с
лицевой стороны, сгибая верхний край внутренней выемки лавки, и выходит на
лицевую сторону. Путлище проходит поверх крыльев. Верхний край пряжек должен быть
у верхнего края выемки, а подвижная шлевка - у стремени (рис. 134).
- е) Войлочные подкладки пригоняются к лавкам ленчика посредством кожаных
карманов, надеваемых на передние концы лавок; задние концы подкладок
притягиваются к лавкам ремнями, имеющимися на
подкладках (рис. 133).
- ж) Сиденье надевается прорезью козырька на скобу задней луки, а к передней луке привязывается сыромятным ремешком, пропущенным через шлевки. Если в сиденье имеется второй козырек, он надевается на скобу передней луки.
- з)Потниковая крыша. Для сборки потника с крышей потник подкладывается под войлочный потник потниковой крыши и притягивается к ней ремешками, пропущенными через отверстие розеток, накладываемых на крышу. Затем концы ремешков завязываются.
Так же подвязываются и две пары полотнищ потника, причем на костыльки крыши в этом случае застегиваются ремешки обонх потников.
При сборке седла потниковая крыша с подшитым к ней войлочным подбоем и с привязанным к ней потником при-гоняется к седлу и подвязывается к нему по возможности плотнее для образования свободного тока воздуха между потником и хребтом лошади.
Для подвязывания к седлу потника с потниковой крышей седло устанавливается на потниковую крышу; в скобы передней и задней лук и в кожаную переднюю петлю потника (а при двух потниках-в петлю нижнего потника) пропускается передний средний вьючный ремень, конец которого вновь проходит в эту скобу. Притянутый этими ремнями потник подбивается рукой снизу под седло до живца. Затем потник привязывается к живцу ремешками, концы которых завязываются узлом под живцом, но не обрезаются. После этого потник расправляется и пристегивается имеющимися на его углах кожаными ремешками к кожаным костылькам потниковой крыши (рис. 135и 135а).
Примечание. Все войлочные принадлежности (потник, войлочный подбой потниковой крышя и подкладки под лавки) перед пригонкой к седлу должны быть тщательно вычищены.
Для просушки все эти предметы отстегиваютси от седла и раскладываются отдельно. При недостатке времени для просушки седло опрокидывается, потник отстегивается на углах от крыши и заворачивается для проветривания.
Подперсье своим длинным ремнем пропускается в петлю сыромятного ремешка, пришитого на живце, и застегивается с левой, стороны на пряжку короткого ремня. Подперсье должно лежать на передних концах лавок, ниже вьючных пряжек.
Кобуры переднего вьюка (овсянки) крепятся спереди, переметные сумы заднего вьюка - сзади (вьючными ремнями-рис. 136), как указано в разделе +Правила вьючения].
Правила седловки и вьючения
87. В мирное время установлена седловка двух видов: учебная н походная.
Учебную седловку составляют: седло с потниковой крышей и оголовье с
чумбуром, без вьюков и подперсья. Седловка учебная без потинка применяется при
выездке молодых лошадей и при первоначального обучения красноармейцев (рис. 137).
Походную седловку составляют: седло с полным
вьюком, (со всеми принадлежностями) н оголовье с чумбуром (рис. 138).
В военное время полагается седловка походная, т.е. седло с полным вьюком и со
всеми принадлежностями, ашнцевым инструментом, средствами химической защиты для
коня, оголовьем с чумбуром.
88. Перед тем как седлать лошадь, седло должно быть обязательно тщательно
осмотрено и потник очищен от пыли, сора и других посторонних примесей. Для
удобства седлания стремена и подпруги должны быть преекинуты через сидение.
Собранное седло спокойно и постепенно с левой стороны лошади накладывается на
ее спину так, чтобы скоба передней луки пришлась над серединой холки. Затем
подтягиваются подпруги, для чего передняя подпруга предварительно пропускается в
петлю подгрудного ремня подперсья. Подтягивать подпруги следует не сразу, а
постепенно и последовательно - вначале переднюю, а затем н заднюю.
Передняя подпруга подтягивается настолько туго, чтобы седло не сползало назад
или в сторону, а задняя - слабее, чтобы не затруднять дыхания лошади. Передняя
подпруга должна быть направлена наискось вперед и находиться на расстоянии
примерно 14 см от передних ног лошади; зад няя должна отстоять от передней на
длину ремня, соединяющего обе подпруги, т. е, между внутренними краями подпруг
должно быть 27-28 см.
Короткий нагрудный ремень подперсья застегивается на ремень, пропущенный в
петлю, нашитую на живце. Подперсье должно быть пригнано выше плечевых суставов и
подтянуто настолько, чтобы не болталось. Кольцо полперсья должено приходиться на
середине груди.
88. При походной седловке передние вьючные ремни:
- а) средний пропускается, как указано выше, в скобу передней луки п в кожаную петлю потника, а затем вновь в скобу передней луки; ремень охватывает передний вьюк и застегивается на пряжку, которая должна быть обращена к лошади;
- б) боковые (кобурные) пропускаются в пряжки лавки со стороны всадника до места пришива короткого ремня, затем, по пригонке переднего вьюка, свободные концы этих ремней пропускаются в петли кобур и застегиваются сначала на нижние пряжки (по пригонке кобур), а потом на верхние пряжяи (по пригонке шинели) конского противогаза и лопаты (топора); пряжки должны быть обращены к лошади;
- в) нижние, по пригонке концов скатанной шинели, пропускаются в передние вьючные пряжки потниковой крыши и в свои кожаные шлевкн; затем огибают снаружи концы скатанной шинели, конского противогаза и лопаты (топора) и пропускаются в другие вьючные пряжки потниковой крыши, а свободные концы загибаются обратно и застегиваются на свои пряжки, пригоняемые возможно ближе к передним вьючным пряжкам потниковой крыши: пряжки должны быть обращены к всаднику.
- а) средний продевается после пригонки сиденья в скобу луки, в кожаную петлю потника, а при двух потниках- в петлю нижнего потника и вновь в скобу луки; ремень охватывает середину скатанной попоны и застегивается на пряжку, обращенную к лошади;
- б) боковые, по пригонке переметных сум, продеваются во вьючные пряжки лавки и в свои кожаные шлевки (гайки); по пригонке попоны (и котелка) ремни ЭТИ застегиваются на свои пряжки, обращенные к всаднику,
- в) нижние, пристегивающие переметные сумы, пропускаются своими свободными концами в задние вьючные пряжки потниковой крыши и в свои кожаные шлевки (гайки), затем огибают снаружи переметные сумы, пропускаются в другие вьючные пряжки потниковой крыши, загибаются обратно, охватывая вновь переметные сумы, и застегиваются на свои пряжки, пригоняемые возможно ближе к вьючным пряжкам потниковой крыши, пряжки должны быть обращены к всаднику.
Передний вьюк составляют: саква с овсом, кобуры, шинель, конский противогаз и лопата в чехле (топор). Саквы помещаются в кобуры, где зашнуровываются сыромятными ремешками настолько крепко, чтобы овес из саквы не выходил наружу. Затем средняя часть саквы вместе с соединительным ремнем кобур скручивается, и кобуры кладутся на передние концы лавок, к которым они крепко притягиваются (вьючными кобурными) ремнями, проходящими через кожаные петли на кобурах и охватывающими кобуры посредине. Кобуры должны лежать наискось вперед, а нижний их край - касаться облямовки потниковой крыши.
Шинель для скатывания расстилается во всю ширину подкладкой вверх, задний разрез застегивается, а рукава растягиваются во всю длину. Затем шинель загибается: воротник и рукава-на 35 см, низ (подол) шинели-на 35 см, шинель складывается плоско так, чтобы ширина ее в сложенном виде в середине была до 35 см. Полы с боков подворачиваются внутрь настолько, чтобы не доходили до разреза с каждой стороны на 18 см. Длина шинели в сложенном виде должна быть около 1,1 м, для того чтобы концы ее на седле приходились наравне с нижним краем потниковой крыши.
Сложенная шинель кладется впереди луки и поверх кобур так, чтобы она охватывала их с внутренней стороны (со стороны всадника) вплотную до потниковой крыши, причем складки шинели должны быть обращены к всаднику. Шинель притягивается к седлу вьючными ремнями.
Лопата приторачивается вьючными ремнями (боковыми и нижними) к переднему вьюку седла с левой стороны, поверх шинели, черенком вниз.
Топор пригоняется рукояткой вниз, лезвием вперед, причем боковой вьючный ремень пропускается в петлю получехла, надетого на лезвие топора.
Примечание. При спешивании лопата пригоняется к поясному ремню с правой стороны сзади; при этом поясной ремень продевается в петлю чехла.
Топор носится за поясным ремнем сзади, черенком вниз.
Конский противогаз приторачивается своим чехлом к переднему вьюку с правой стороны, ближе к середине луки поверх шинели.
Задний вьюк составляют: две переметные сумы, попона с троком и водопойным ведром и котелок. В переметные сумы укладываются следующие вещи:
- в левую суму-то, что относится, прежде всего, к лошади: сетка для сена, щетка конская, скребница в кожаном мешочке, торба конская, недоуздок стоялый, щетка, пара передних подков с 16 гвоздями; кроме того, в случае необходимости, в левую суму помещаются добавочные патроны,
- в правую суму-то, что относится к бойцу: полотенце с мылом, зубная паста или порошок, мешочек с ружейной принадлежностью, кружка с ложкой, саквы с сахаром, чаем и солью, саква с сухарями или галетами, консервы, мешочек со швейной принадлежностью, пара белья, пара портянок.
Переметные сумы перекидываются на обе стороны ленчика так, чтобы передний их соединительный ремень приходился на живце, а задний соединительный ремень-за задней лукой, пропуская в отверстие ремня вьючные прядки, имеющиеся на лавках.
При седловке без вьюков средние вьючные ремни притягиваются пряжками до скобы, а свободные концы их заправляются под сиденье.
Попона для скатывания расстилается во всю ширину, в середину ее кладется вчетверо сложенный трок; боковые края попоны заворачиваются втрое, так чтобы ширина попоны была тоньше посредине (в один слой сукна). Скатанная возможно туже попона представляет собой круглый валик (с перехватом посредине) длиной в 40-60 см диаметром около 11 см. Складка попоны должна быть обращена к луке. Под нее кладется сложенное вдвое по ширине парусиновое водопойное ведро. Попона кладется за заднюю луку поверх заднего соединительного ремия переметных сук и приторачивается к седлу задними вьючными рсмнями.
Круглый котелок пригоняется на левый конец скатанной попоны, дужка котелка пригоняется поверх попоны, причем боковой вьючный ремень идет через дужку котелка.
Примечание. Приторачивание к седлу котелка с крышкой, а также укладка и вьючение предметов хими ческой защиты коня разрабатываются.
Содержание конского снаряжения
90. Каждый боец ежедневно после езды, а такие перед седловкой, обязан
осматривать все снаряжение своего коня и о всех неисправностях докладывать
помощнику комаидира взвода, который два раза в месяц обязан производигь
подробный осмотр всего конского снаряжения и разборку седел.
В конском снаряжении воспрещается делать отверстия ножом или шилом. Отверстия
должны делаться пробойником и только в присутствии помощника командира взвода.
Конское снаряжение следует протирать влажной тряпкой, а после-слегка жирной
суконкой; металлические части (неоцинкованные) надо чистить мелким песком или
тертым кирпичом и протирать жирной суконкой.
Седла укладываются однообразно на полки (козлы, жерди) над входом в станок
способом, который будет принят в части, непременно против тех лошадей, на которых
они пригнаны. Обматывание оголовьев поводьями не разрешается, иначе последние
вытягиваются и кривятся.
Все конское снаряжене, принадлежности к нему и предметы конского ухода должны
быть обязательно нндивндуально расписаны и закреплены эа лошадьми.
После каждого занятия конское снаряжение очищается от пота и грязи. Если на
металле появится ржавчина, ее падо счищать керосином, после чего вытереть металл
насухо и смазать амуничной мазью.
Седла и потники после езды надо сушить, предпочтительно на воздухе и в тени,
а в дурную погоду - в конюшнях, в особо отведенном для этого месте.
Воспрещается чистить скребницей потник и войлочные подлавки.
Перевозка седел на повозках допускается только в ящиках; перевозка внавалку
не допускается.
Живец ленчика и ремешки, которыми он притягивается к лавке, под влиянием
тяжести всадника постепенно могут вытягиваться и ослабевать. Вследствие этого
сиденье ленчика теряет свою упругость, что нередко может повлечь к набивке спины
лошади. Поэтому необходимо периодически проверять правильность натяжения и
очертания (ожиловки) живца. Ленчик с ослабевшими живцами необходимо
"переожиловать". Переожиловка производится в полковых или дивизионных шорных
мастерских.
91. Переожиловка заключается в том, чтобы опустившийся от растяжения сыромятный живец привести в свое первоначальное положение. Для этого:
- распускаются сыромятные ожиловочные ремешки н один конец живца отнимается от луки,
- живед натягивается рукой за свой свободный конец, и в нем намечается и
прорезается новое отверстие для скобы луки с таким расчетом, чтобы после ожиловки
живец имел выгиб в соответствии с лекалом по проверке правильности ожиловки
ленчика (прежнее отверстие на живце отойдет в нерабочую его часть); лекало для
проверки правильности ожиловки ленчика показано на рис. 139; оно изготовляется из
березовой доски толщиной 30-45 мм пли из листовой стали толщиной 4 мм;
- продевается скоба луки в новое отверстие на живце, который, огибая луку, проходит снизу своей рабочей части и закрепляется сшивкой;
- живец укрепляется сыромятными ремешками к лавкам ленчика. Ожиловку нужно вести одновременно с правой и левой сторон ленчика, не допуская односторонней ожиловки, причем ремешки должны быть полностью утоплены в канавках лавок.
При ремонте седел надлежит также обращать внимание на правильное положение полок ленчика, проверяемое на специальном решетчатом станке (рис. 140)
Лапки ленчика для проверки накладываются на решетчатый станок; они должны соприкасаться полностью во всех точках с ребрами продольных и поперечных пройм решетчатого станка.
Передний конец полок должен устанавливаться вровень с передними концами продольных боковых пройм.
Правильность прилегания нижних плоскостей лавок ленчика к вырезанным продольным и поперечным ребрам станка определяют так: накладывают на станок ленчик, затем переворачивают станок, придерживая рукой ленчик, чтобы он не сдвинулся с выреза в ребрах, и осматривают сбоку плотность прилегания нижних плоскостей лавок к ребрам, вырезанным в станке. Неполное прилегание (зазоры) допускается, но не свыше 3 мм, при условии полной симметричности этих зазоров в обеих лавках. При больших отклонениях, а главное при их несимметричности, ленчик подлежит исправлению.
Описание седла верхового для командного состава
92. Седло состоит из: оголовья, седла и принадлежностей к седлу.
Оголовье (рис. 141) состоит из недоуздка, мундштучного суголовья, поводьев
мундштучных 10, поводьев трензельных 13, мундштука 11 и удил 12.
1 - суголовный ремень недоуздка, 2 - щечный ремень недоуздка, 3 - налобник, 4
- намордник с подгубником, 5 - подбородник, 6 - чумбур, 7 - соединительный
ремень, 8 - суголовный ремень мундштучного суголовья, 9 - щечный ремень
мундштучного суголовья, 10 - поводья мундштучные, 11 - мундштук с цепочкой, 12 -
удила, 13 - поводья трензельные.
Недоуздок состоят из: суголовного ремня 1, щечного ремня 2, налобника 3,
намордника с подгубником 4, подбородника 5, чумбура 6, соединительного ремня 7.
Мундштучное суголовье состоит из: суголовного ремня 8, щечного ремня 9,
поводьев мундштучных 10, мундштука
с цепочкой 11.
Способ пригонки оголовья и взнуздывання такой же, как и оголовья при
кавалерийском седле.
Седло (рис. 142) состоит из: ленчика, сиденья 9, приструги 10, крыльев 11,
подкладки под лавки ленчика и под большие крылья (на рисунке не видно), подпруг
13, путлищ 14, стремян 15, подперсья 16, потниковой крыши 17, потника, кобур
переднего вьюка 19, переметных сум 20, ремней вьючных 21.
Принадлежности: попона, трок попонный, саква овсяная, мешочек для подков,
шипов и гвоздей, торба, недоуздок стоялый, щетка конская, скребница.
Правила сборки, седловки и вьючения
93. С 6 о р к а. Ленчик со скобами, вьючными петлями, сиденьем, крыльями, пристругами и подкладками под лавки ленчика собирается на шорно -седельных фабриках и при пользовании седлом не разбирается. Сборка седла производится в следующем порядке:
- Путлище свободным концом продевается в ушко стремени, затем в свою подвижную шлевку, после чего конец его пропускается в путлищное отверстие лавки и застегивается на свою пряжку. Путлище должно проходить поверх больших крыльев. Верхний край пряжки должен быть у края скобы под малыми крыльями, а подвижные шлевки - у стремян.
- Подпруги продеваются в петли соединительного ремня и пристегиваются к пристругам с левой стороны ленчика.
- Потник с предварительно привязанным к нему походным потником кладется под
седло. Передняя петля потника надевается на выступ передней луки, затем потник
подтягивается к ленчику при помощи подвязного сыромятного ремешка и привязывается
этим же ремешком к скобе эадней луки. Дальнейшая сборка седла производится при
седлании.
94. Седловка. Собранное седло накладывается на спину лошади. Передний край потника должен находиться позади холки, на расстоянии 20 мм от нее. Необходимо при этом подтянуть потник к ленчику настолько туго, чтобы изгиб потника не прикасался к хребту лошади.
Подперсье, надетое на шею лошади, пригоняется так, чтобы место соединения подгрудного и нагрудных ремней, которые зашиты на кольцо, приходилось посредине груди лошади.
Переднюю подпругу пропускают в петлю подгрудного ремня подперсья; затем в пряжки подпруги продевают приструги и постепенно подтягивают то переднюю, то заднюю подпругу. Передняя подпруга должна быть на расстоянии около 13 см от передних ног, задняя от передней-на расстоянии длины соединительного ремня. Передняя подпруга должна быть настолько подтянута, чтобы седло не сползало. Задняя подпруга подтягивается слабее.95. Вьючение. Вьюков два-передний и задний,
Передний вьюк состоит нз кобур и попоны с попонным троком.
Кобуры перекидываются через переднюю луку на обе стороны седла и пристегиваются при помощи двойных вьючных ремией, концы которых пропускаются в кожаные петли передних концов лавок ленчика, затем в шлевки, пришитое к задней стенке кобур, после чего вьючный ремень застегиваетсн на нижнюю пряжку; вторая пряжка остается свободной.
Попона складывается в плоский сверток такой длины, чтобы при накладывании его на переднюю луку концы свертка были наравне с нижним кряем потннка.
Трок попонный вкладывается внутрь, свернутой попоны. Попона приторачивается: 1) средним вьючным ремнем, пропускаемым под соединительным ремнем кобур и под одетую на выступ передней луки петлю потника, 2) вьючными кобурными ремнями, огибающими попону и застегиваемыми на вторую пряжку и 3) двумя вьючными ремнями, пропускаемыми в шлевку на концах потника.
3адний вьюк состоит из переметной сумы, саквы с овсом и шинели. Предварительно застегнутый соединительный ремень переметных сум, перекинутых на обе стороны седла, накладывается на скобу под выступом задней луки.
В отверстие на выступающей части задней стенки сум пропускаются петли лавок; сквозь петли пропускается ремень-клапан, нашитый на стенки сум у отверстий.
Вьючные ремни пропускаются через первую шлевку потника,. через шлевки на задней стенке сум, затем через вторую шлевку потника и застегиваются поверх шинели, как будет указано ниже.
Саква с овсом укладывается за задней лукой под шинелью так, чтобы оба конца ее лежали на лавках ленчика, и приторачивается: 1) задними вьючными ремнями, пропускаемыми в петли лавок (причем концы саквы перетягиваются одни или два раза и ремни застегиваются на нижние пряжки), и 2) средним вьючным ремвем, пропускаемым в скобу луки и застегиваемым поверх шинели.
Шинель складывается наподобие плоской скатки так, чтобы ширина скатки была не более 15,5-16 см, и пригоняется поверх саквы с овсом и переметных сум.
Шинель приторачивается: I) средним н боковыми ремнями, застегиваемыми на пряжки, и 2)нижними вьючными ремнями, застегиваемыми на вторые пряжки. Концы скатки должны быть не ниже края потниковой крыши.
Все вьючные ремни должны быть застегнуты так, чтобы пряжки были обращенн пнутрь.
Примечания.- Укладка во вьюках седла и всючение предметов химической защиты коня разрабатываются.
- Седла командного состава производства до 1938 г. имеют основной дефект, заключающийся в недостаточных размерах развала полок ленчика и недостаточной высоте его подхольника. Во избежание массовой потертости лошадей эти седла подлежат тщательной индивидуальной подгонке на коня и предварительной объездке. Выпуск таких седел прекращен.
- С начала 1938 г. на снабжение РККА поступают седла для командного состава улучшенного типа, отличающиеся от старых седел увеличенными размерами развала полок ленчика и высотой его подхольника. Детали седла изготавливаются нз мягкого войлока типа фильца. Подлавки построены в виде подушек, набитых шерстью.
Описание вольтижировочного седла
96. Седло вольтижировочное служит для обучения вольтижировке бойцов на лошади.
Седло (рис. 143) состоит из металлического арчака, двух подпруг и трех подушек: передней нижней, задней нижней и верхней.
Арчак (рис. 144) выгибается из полосы железа н служит основанием седла.
Подпруги (две накрест лежащие, рис. 143)-сыромятные, накладываются сверху на арчак на расстоянии 75 мм от переднего его угла, после чего укрепляются. Подпруга 2 состоит вэ тесьмы, кожаной обшивки, двух кожаных гортов, двух запряжных ремней и двух железных пряжек.
Передняя нижняя подушка (рис. 145) строится из картона, мостовьевой кожи, парусины, войлока, образуя две небольшие подушки, пришитые к арчаку. Подушка состоит из основном стенки, двух кожаиых гортов для прикрепления накрест лежащих подпруг, десяти пластов войлока и двух пластов мостовьевой кожи.
Заднян нижняя подушка (рис. 145) имеет форму арчака и пришивается к передней подушке. Она состоит из войлочного основания, куска картона, куска парусины, полуовального куска кожи, веревочных петель, откосного сыромятного ремня, железной пряжки, неподвижной шлевки иэ двух кусков кожи и войлока для обшивки веревкн-петли.
Верхняя подушка (рис, 143, 3). Верхняя часть подушки строится из юфтовой кожи: с ннжней стороны простилается шерстью - оленьей, лосевой или подобной им по качеству-и покрывается подкладочным холстом или бумазеей. Приготовленная таким образом подушка покрывает весь остов седла.
Верхняя подушка состоит из кожаного верха, куска бумазеи или холста, трех полуколец, прикрепленных к передней части седла, и двух железных пряжек.97. Седлу положены следующие прииадлежности:
- корда, служашая для управления лошадью во время прогона в манеже; она состоит из тесьмы, железной пряжки, кожаного двойного (сыромятного и полувального) горта, тесьмяной петли и куска юфтовой кожи;
- бич, служащй для прогона лошади на вольту; он состоит из березового или ясеневого кнутовища н кожаной сыромятной плети.
Сборка н пригонка вольтижировочного седла
98. Седла поступают в войсковые части в собранном виде.
При накладывании седла на лошадь необходимо избегать движения седла против шерсти лошади.
Подпруги подтягиваются постепенно, с теч расчетом, чтобы седло не сползало с лошади, но в то же время лошадь не была заподпружена, что вредно огражаетсн как на состоянии здоровья лошади, так и на ее работе.Описание седла английского образца
99. Седло состоит из оголовья и собственно седла.
Оголовье (рис. 146) состоит из: суголовного ремня 1, налобнка 2, намордника с подгубником 3, щечных ремней 4 (короткие сторонки мундштучные и трензельные), суголовного трензельного ремня 5 (длинная сторона), подбородника 6 (подстежка), поводьев мундштучных 7, поводьев трензельних 8, удил трензельных 9, мундштука 10.
Седло (рис. 147) состоит из головки 1 (ленчик с подушками, сиденьем, малыми и большими крыльями и с гортами для подпруг), подпруг 2, путлищ 3, потника 4, стремян 5.
Порядок седловки и сборки седла английского тот же, что У седла для командного состава.
ОБСУЖДЕНИЕ
Добавить комментарий
Чтобы добавлять комментарии в этом разделе вам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться (ввести свой логин и пароль в соответствующую форму на главной странице)!