Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

Ступени к успеху

6 декабря 2009

В правилах соревнований по выездке записано, что целью выездки является гармоничное развитие физических возможностей и способностей лошади. Существует шкала подготовки, которая определяет набор основных качеств, которыми должна обладать лошадь, а также различные фазы подготовки, которые являются наиболее важными в развитии этих качеств. Если мы говорим о спортивной лошади, то предполагается, что на каждом из этапов спортсмен и его лошадь должны иметь возможность принимать участие в соревнованиях, демонстрируя свои достижения и сравнивая их с достижениями своих соперников. Международные соревнования начинаются с Малого Приза, теста, который определяется Международной федерацией конного спорта как езда среднего уровня сложности. Как же складывается спортивная карьера лошади до того момента, как она впервые выходит на старт Малого Приза? В европейских странах с высоким уровнем развития выездки существуют системы соревнований национального уровня, позволяющие планомерно и поэтапно развивать спортивные качества лошади, не пренебрегая базовой подготовкой и без ее форсирования. В данной статье мы рассмотрим системы национальных соревнований по выездке в различных европейских странах.

Автор: Е.Штатнова

Как известно, Международная федерация конного спорта (FEI) занимается разработкой и утверждением тестов, которые используются повсеместно на международных соревнованиях. Эти езды изменяются в той или иной степени раз в четыре года, и представляют собой набор из тестов для взрослых спортсменов, юношей, юниоров, детей, а также молодых лошадей. Однако, национальные федерации не удовлетворяются этим стандартным набором, и разрабатывают свои тесты, количество которых в разных странах колеблется в пределах нескольких десятков. Тесты разбиты на группы по уровню сложности. Для начального уровня существуют езды для так называемого “малого манежа”, размером 20 на 40 метров.

В Нидерландах помимо езд, где могут принимать участие спортсмены на собственных лошадях, существуют тесты, разработанные специально для тех, кто выезжает на соревнования на лошадях, принадлежащих клубам верховой езды. Это езды начального уровня и рассчитаны на любителей, а не на профессионалов. В Австрии и Германии существуют езды, по сложности сходные с официальными ездами FEI, но превосходящие их по длительности, количеству и сложности исполняемых связок элементов. Таким образом спортсмены и лошади проходят серьезный подготовительный процесс не только в начале спортивной карьеры. Участие в национальных ездах, более разнообразных чем Большой приз FEI, гарантирует, что лошади выходят на старт официальных международных езд более подготовленными.

Для каждого уровня езд четко определено, что должна продемонстрировать лошадь и спортсмен, так например в Германии вышеупомянутые требования таковы:

Класс E (начальная ступень)
Средний шаг, работа на рыси, работа на галопе и среднем галопе, смена аллюров, переход от остановки к рыси, от рыси к галопу и обратно, вольты, движение по серпантину.
Класс A (начинающий)
Средняя рысь, осаживание, вольты на рыси, переходы с шага к галопу и обратно.
Класс L (лёгкий)
Собранная и прибавленная рысь, собранный галоп, контргалоп, вольт на контргалопе, осаживание с определенным числом шагов, пируэт на заду, переход в галоп сразу из осаживания.
Класс М (средний)
Собранный и прибавленный шаг, прибавленный галоп, плечо внутрь, принимания, менка ноги в воздухе на галопе.
Класс S (сложный)
Принимание на рыси от центральной линии, принимания на галопе, полупируэты и менка ног на галопе в воздухе.

В Великобритании существуют 7 уровней сложности тестов, предшествующих по уровню Малому призу. Всего на 2009 год действуют 48 национальных езд. Предварительный Приз для юниоров FEI соответствует по сложности 6-ому уровню (Advanced Medium), затем идет 7-ой уровнь (Advanced), и только потом - Малый приз.

Нетрудно догадаться , что при таком систематизированном подходе переход от одного уровня к другому происходит не только на основании одного желания спортсмена или владельца лошади. Прежде чем продвинуться вперед, пара “всадник-лошадь” должна продемонстрировать свою готовность к более сложным ездам. Для перехода от уровня к уровню в разных странах существуют различные критерии.

В Великобритании они основываются на системе начисления баллов за результаты выше 60%. Квалификационные баллы присваиваются следующим образом: результат от 60 до 61.99 процентов - 1 балл, 62-63.99 процентов - 2 балла и так далее. Для перехода на следующий уровень нужно набрать не менее 14 баллов.

Баллы присваиваются не паре “всадник-лошадь”, а лошадям. Если лошадь набирает на определенном уровне езд определенное количество баллов, она не может далее выступать в ездах этого же уровня. В том случае, если у лошади меняется спортсмен, то в офис Британской ассоциации выездки может быть подано заявление с просьбой о разрешении выступать на соревнованиях низшего уровня. В этом случае количество баллов, которое заработала лошадь, изменяется. В том случае, если лошадь импортирована из-за границы, ей по умолчанию присваивают определенное количество баллов в соответствии с ее возрастом: от 0 (лошадь 4х лет) до 450 (лошадь 10 лет).

В Нидерландах для продвижения на следующий уровень надо набрать не менее 60% в пяти различных стартах (начальные езды) либо в десяти различных стартах (сложные езды) на текущем уровне.

И вот, наконец, настал момент, когда лошадь успешно преодолела несколько ступеней подготовки, и, по мнению ее владельца и спортсмена, готова выступать на международных соревнованиях. Чтобы подать заявку на участие в турниры, обозначенные заветными буквами CDI, необходимо соответствовать еще нескольким критериям, которые менее очевидны, чем вышеизложенные.

Во многих странах существуют так называемые “селекторы”, которые работают с желающими принимать участие в международных соревнованиях. В Великобритании спортсмены отсматриваются на турнирах, список которых установлен заранее. Для того, чтобы получить допуск к международным стартам, необходимо регулярно показывать результат 66% и выше на соревнованиях так называемой “Премьер-лиги”, национальных турнирах высшей категории. В Нидерландах и Австрии преимущественное право на участие в международных турнирах предоставляется членам сборной основного и резервного состава. Состав сборной пересматривается один раз в конце каждого года.

В Нидерландах потенциальные участники международных соревнований среди юношей и юниоров отбираются тренером сборной. В связи с тем, что многие голландские спортсмены проживают неподалеку от границы с Германией, им по запросу предоставляются так называемая “гостевая лицензия”, то есть разрешение стартовать в национальных турнирах, которые проводятся в Германии (но не в международных). В программах таких национальных стартов существуют тесты, аналогичные Малому и Большому призу, что дает дополнительные возможности для подготовки спортсменов и лошадей.

Таким образом, система национальных езд в различных европейских странах разработана для того, чтобы постепенно подводить спортсменов и лошадей к соревнованиям высшего уровня, и на этом прочном фундаменте строится успех европейской выездки.

Автор выражает особую благодарность Ирине Мироновой и Кларти ван Эндель за бесценную помощь в подготовке статьи.

Для желающих поближе познакомиться с национальными ездами, выкладываем сборник тестов Австрии. Надеемся, что они могут быть полезны как организаторам соревнований, так и спортсменам для использования их в тренировочном процессе.

ОБСУЖДЕНИЕ

comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Александр Кочетов
7 декабря 2009, 00:25:12
Нда. Нам со своими допотопными разрядами остаётся надеяться только на чудо и случайных самородков.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
EkatShev
7 декабря 2009, 06:49:03
Очень интересно, спасибо!
Согласно тенденции, следующая статья будет уже с конкретными предложениями и путями решения проблем развития КС в нашей стране? :)
Очень занятный материал!
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Екатерина Штатнова
7 декабря 2009, 10:38:58
Да нет, следующая статья будет совсем про другое :-) Выработку конкретных предложений надо оставлять профессионалам, радеющим за развитие спорта, ибо, как оказалось, у нас их немало....
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
aimak
7 декабря 2009, 07:10:18
Спасибо Екатерина! Отличная статья и сборник тестов очень полезен. Все это еще раз показывает системность в работе федераций приведенных стран, объединенных едиными методологическими установками по подготовке тенеров,лошадей и всадников.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
ЕленаМ
7 декабря 2009, 12:44:04
Спасибо за тесты! Весьма полезно.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Iron Maiden
7 декабря 2009, 12:56:14
Работа федераций - это, конечно, хорошо. Но что мешает найти езды этих самых федераций (должны же они быть в сети!), перевести на русский и включить в программу тренировок или "кубки водокачки" по ним проводить? С федерациями пост-совкового пространства, ИМХО, слишком давно все ясно, чтобы на них еще и надеятся.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Екатерина Штатнова
7 декабря 2009, 13:04:48
Да ничего не мешает, поэтому мы австрийские езды и выложили. На здоровье - тренируйтесь и проводите :-)
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Александр Кочетов
7 декабря 2009, 13:08:50
А зачем это организаторам? Им вообще по большому счету всё равно по каким ездам проводить соревнования.
И вопрос номер два - где взять судей, которые будут по неизвестным схемам судить? Я, конечно, не очень в курсе, но мне кажется судья тоже должен схему предварительно изучить.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Екатерина Штатнова
7 декабря 2009, 13:12:24
Мне кажется, что основная проблема в том, что если что-то можно в нашем конном спорте не делать, это делаться не будет. И это есть приличный контраст с зарубежом, где, например, очень сильно занятые люди находят время, чтобы что-то подробно объяснить или придумать что-то новое. Но это так, общее рассуждение. В принципе, да, согласна, что проведение стартов по ездам, отличным от общепринятых, сопряжено с определенным напрягом для всех участников процесса.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Александр Кочетов
7 декабря 2009, 13:25:11
Ага.
"У нас чего только может не быть... У нас всего может не быть. У нас чего только не захочешь, того может и не быть." (Жванецкий)
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Iron Maiden
7 декабря 2009, 15:48:25
Согласна. Именно в этом и есть главная проблема нашего спорта. Напрягаться никто не хочет. "Как? Учить какую-то там левую езду? А что мне за это будет? А - опыт... опыта у нас хватает... и вообще мы молодцы-красавцы-нас-не-ценят." Вот она, народная психология. Вот это надо менять.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Elena
19 декабря 2009, 11:36:02
насчёт езд! в германии целая толстенная книжка езд от самых элементарных в два притопа и 3 прихлопа до большого приза. перевести элементарно! и почему надо велосипед изобретать,надо пользоваться тем,что уже есть!
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Александра Плахотникова
7 декабря 2009, 13:18:54
Ну оооооочень полезная информация!!! Спасибо огромное!
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Dolganka
8 декабря 2009, 23:24:02
Спасибо, Екатерина. Очень полезная информация. Для лошадей действительно очень полезны разнообразные схемы езд. Учит внимательности. Где-то читала статью про присуждение разрядов и званий в Германии. Тоже оччень занимательно.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Маша
9 декабря 2009, 20:25:24
А вы не могли бы дать ссылку на эту статью?

Просто по моим данным в Германии как раз разрядов в нашем понимании нет. Я, правда, не с конниками, а с гимнастами оттуда общалась. Может, конечно, у конников как-то по-другому...
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Dolganka
9 декабря 2009, 21:12:14
Ууу, я уже и не помню. По-моему в Золотом мустанге, год 2007 - 2008.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Elena
19 декабря 2009, 11:40:49
есть разряды,точнее значки,которые выдаються на основании сдачи экзаменов или призовых мест на турнирах. но начальный-"маленький" сдавать обязательно,он включает езду Е и конкур Е-до 80 см, через 3 мес. обязателен бронзовый-конкур А,езда А или конкур или езда Л. каждый по 200 теорет.вопросов о содержании,кормёжке и пр. а вот далее или турниры или серебрянный. да,понятие ляйстунгскласс-это разряд,начинаеться с 6,дающшго право на Е и А,5-самый распростр. А,Л., 4-А.Л,М, 3-А,Л,М,С. 2 и 1-мастер спорта и мастер межд. по нашему.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Gavrila
9 декабря 2009, 21:51:26
Екатерина, спасибо большое за езды, может быть не в тему, а может и наоборот, но ниже в ссылках есть еще пару интересных вариантов...:-)если вдруг кто-то этого не видел, то, мне кажется, это надо увидеть:
[ссылка]
[ссылка]
:-)
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Екатерина Штатнова
9 декабря 2009, 22:31:54
Спасибо за интерес, проявленный к статье. Мы планируем собрать езды под одну ссылку, чтобы удобнее было пользоваться, но чуть-чуть попозже. А сейчас ссылка на статью, касающаяся разрядов, вернее, их аналогов, которые существуют во Франции. [ссылка] В Германии насколько я поняла, система похожая
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Gavrila
9 декабря 2009, 22:54:47
Екатерина, к сожалению, в моих ссылках больше юмора, нежели действительно что-то относящееся к реальному спорту... Это было исключительно для небольшого развлечения соратников... впрочем, там тоже есть чему поучиться...:-)
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Екатерина Штатнова
9 декабря 2009, 22:58:46
Да я ж поняла :-) Просто про галопы Европы я целый день собиралась ссылку дать, все руки не доходили, и инфу про езды - тоже.
А видео - забавные :-) У меня еще где-то была ссылка на дяденьку на тяжеловозе, которые типа едет Большой приз. Он в Ахене то ли в прошлом, то ли в позапрошлом году людей веселил просто до колик. Если найду - скину
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Gavrila
9 декабря 2009, 23:06:59
буду ждать с нетерпением дяденьку на тяжике по Большому призу, очень хочется тоже до колик... а то "на дворе" все хмуро как-то... заранее премного благодарен.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Dolganka
9 декабря 2009, 23:41:34
[ссылка]
Вот тут в самом конце про "значки" - своеобразные разряды в Германии.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Elena
9 декабря 2009, 23:48:10
в германии тоже липовые абзайхены-типа разрядов-выучиваешь 200 вопросов по книжке, детскую езду в 3 притопа и 2 прихлопа сменой в 3 человека,прыгаешь конкур до 80 см-маленький абцайхен в кармане,через 3 мес. другие 200 вопросов,езда в 4 притопа,конкур до 110 см-вот и бронзовый в кармане,а если ты сильно крут и смел-давай ка езду л,аж с контр галопом,да кинкур до 120-серебрынный,но до него малио то доходит. это в массе так. а большой спорт-это загробная жизнь,никакой массовости! просто массовость большая и всё-таки традиции и деньги опять же и турниры и тренера. поэтому всё как-то выбираеться из рутины! это на севере германии,а на юге.....лучше не говорить,кроме мюнхена везде чайничество махровое и на 100 км ни одного мало-мальского профи! вот так!
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
pixie
11 декабря 2009, 18:14:38
Да Вы чё???!!!
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
ЕленаМ
11 декабря 2009, 14:50:32
Ссылку с тяжем в студию! Ужасно охота глянуть и развеселиться.
А нетрадиционные езды вообще полезны. Много людей, не стремящихся именно к соревнованиям, кто-то просто повышает свой уровень езды и новые связки тут - помощник. А уж сколько дам с удовольствием натянут фату и изобразят что-то похожее на ссылку Gavrila!
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Екатерина Штатнова
11 декабря 2009, 14:51:40
Не нашла ссылку с тяжем, извините товарищи дорогие....
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Gavrila
13 декабря 2009, 12:19:09
фату-то, да, многие горазды, это дело не хитрое...:-) а вот изобразить что-то похожее, да еще и без седла, как здесь: [ссылка] я думаю, далеко не всем под силу...:-)
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Gavrila
13 декабря 2009, 12:22:42
[ссылка] - тоже самое, но с оригинальным звуковым сопровождением...
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
ЕленаМ
13 декабря 2009, 13:18:01
Ну... э-э... Седло-вестерн у невесты все же присутствует.
Очень понравились остановки с прибавленного галопа и осаживание. И действительно много кто вряд ли повторит.

Не нравятся - собачьи пируэты,вызывает сомнение - резкие остановки, перемены (иногда кажется, что для лошади смена чего-то на что-то полная неожиданность) без сбора.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Юлия
14 декабря 2009, 08:17:43
Простите, но все ссылки Gavrila - это рейнинг, который является ОТДЕЛЬНОЙ дисциплиной КС, и соревнования по которому проводятся по СВОИМ правилам и ездам.

Для тех, кто не знает о существовании такой дисциплины КС и, соответственно, не понимает чем она отличается от традиционной выездки, советую посмотреть вот этот шуточный ролик:
[ссылка]

А ролики с ездой без уздечек - это уже широко известный у нас horsemanship + рейнинг.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Veronika_
14 декабря 2009, 11:33:36
Юлия, спасибо очень познавательный и забавный ролик :)
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Gavrila
14 декабря 2009, 12:40:28
Юлия, по мне, так и те ролики скорее были шуточными, хотя с нешуточной подготовкой... И как же вы правы, я даже и не подозревал, что существует такая отдельная дисциплина в конном спорте, но, благодаря вам, теперь знаю, за что вам спасибо... Но я уверен, что ВСЕ в состоянии понять, чем они все-таки отличаются от традиционных езд... Но все равно, ваша забота о нас, непросвещенных, ценна...
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Elena
18 декабря 2009, 14:03:22
посмотрите [ссылка] вот это путь к успеху!
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Ирина Миронова
18 декабря 2009, 14:09:55
у меня пишет, что ID ролика не существует
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Elena
18 декабря 2009, 14:15:51
тогда наберите youtube.com edward gal 2009 london.
comment 0 1 comment 1 comment 0
0 0
Ирина Миронова
18 декабря 2009, 14:21:20
вот этот ролик
[ссылка]
comment 0 1 comment 0
0 0
CherAnn
22 декабря 2009, 17:36:25
Сколько Эдварду Галу лет?
comment 0 0
0 0
ЕленаМ
20 декабря 2009, 20:50:35
Скажите, а как давно они объединились? И где проводятся такие турниры?