Тренинг шоу лошадей, или Трудно объять необъятное
13 февраля 2004
Автор: Нина ШЕВЧУК
Мое личное отношение к тренировке шоу-лошадей и шоу-езде вообще определяется моим отношением к идеологии шоу, которое лучше всего описать как “скептическое”. Ни в коем случае не желая повлиять каким-либо образом на мнение читателей, я постараюсь представить объективную информацию.
Судьба забросила меня на конюшню, где готовили чистокровных арабских и полу-арабских лошадей до уровня Национальных Шоу, которые проводятся Ассоциацией Заводчиков Арабских и Полу-арабских лошадей. Помеси и чистокровные лошади соревнуются в параллельных классах, в одинаковых дисциплинах и имеют возможность сравниться красой в открытых чемпионатах.
Полу-арабские помеси регистрируются от американских верховых (если такие помеси разводятся в чистоте, получается Национальная Шоу Лошадь), пинто и кватерхорс-родителей, то есть на конюшне у нас стояли кони всех размеров и расцветок.
Следует прежде всего заметить, что шоу - это коммерческая индустрия миллионных масштабов, и включает она публику от профессиональных заводчиков и тренеров до школьниц и домохозяек. Такая массовость и семейность определяет разнообразие категорий соревнования - под седлом тренера, под седлом владельца-любителя (в возрасте 14-17, 18-39, и более 65 лет), в руках (для жеребят и всадников до 3х лет). В добавление к юношеским классам, существует отдельный юниорский чемпионат. Это, так сказать, человеческий аспект.
По стилю показа лошадей классы разделяются на свободные (лошадь выпускают в манеж на две минуты, после чего показывающий имеет минуту, чтобы жеребенка отловить), в руках (в недоуздке), под седлом, в упряжи (двуколке). Классы под седлом, в свою очередь, разделяются на так называемый английский стиль, хантер (под конкурным седлом), этнический и вестерн. Английский стиль под седлом и упряжные классы далее судятся в классах English и Country.
Разницу между English и Country стилями нелегко уловить человеку со стороны. Она заключается в степени сбора лошади и высоте хода, который от нее требуется. Профессиональные тренеры стараются еще в жеребячьем возрасте определить природные склонности лошади: самые горячие, с высокой рысью, с высоко поставленной шеей получают «путевку» в английскую езду; лошади с более низкой рысью, менее блесткие, но с хорошей ритмичной рысью, тренируются на кантри; те, кто не способен на высокий сбор, идут в хантер-класс, и наконец, спокойные, на низких движениях, волочащие ноги лошади идеально подходят для езды вестерн. Конюшня, где очутилась я, тренировала вестерн-лошадей, хантеров, English под село и в упряжь (что может исполняться одним и тем же конем).
Во время шоу лошадь и всадник находятся на манеже 10-15 минут в зависимости от класса, но за это короткое время они должны произвести максимальное впечатление на судей, которые оценивают не только исполнение обязательных упражнений, аллюры и поведение лошади, но и ее экстерьер. На экстерьер обращается внимание в первую очередь в классах, где лошадей показывают в руках.
В английских классах от лошади требуется двигаться только рысью - собранной и прибавленной (strong trot). Принципы сбора не особенно отличаются от классических, но все же на шоу есть своя специфика: судьи хотят видеть вертикально поднятую шею, но, к примеру, не требуют вертикально опущенного носа. Желательно, чтобы на рыси скакательные суставы не выносились за воображаемый перпендикуляр рамки, но часто выигрывают лошади, которые рысят на отставленных ногах. О правильном сборе тут, конечно, речи идти не может, и я осталась под впечатлением, что в таких случаях суждение остается за судьей и его/ее личным вкусом. Чтобы достигнуть такого высокого сбора, тренеры пользуются длинными мундштуками, подковами с резиновыми прокладками, которые заставляют лошадь выше поднимать ноги, и сидят на спине лошади дальше, чем обычно, сильно облегчаясь на рыси. Не смотря на все предосторожности и тщательный отбор лошадей в тренинг, интенсивность аллюра негативно отражается на сухожилиях и суставах лошадей.
Hunter и western езда гораздо более естественна и требует выступления на всех аллюрах. Шоу-классы, тем не менее, не включают манежных фигур, то есть, к примеру, типичный вестерн класс выглядит так: всадники въезжают в манеж на рыси, ездой налево и двигаются вдоль стенок по кругу; по команде судьи, переводят лошадей в галоп, затем в полевой галоп, затем обратно в рысь и в шаг, меняют направление, проделывают то же самое ездой направо и останавливаются. Естественно, всадник и лошадь должны быть воплощением совершенства.
Заездку под седло большинство тренеров начинают, по нашим меркам, поздно v в два с половиной, три года, давая лошади время вырасти и сформироваться. Жеребята к этому времени обтянутые, дают ноги, грузятся в коневозы, ходят на корде и умеют менять аллюры и направления на голос. Для «английских» лошадей заездка начинается с работы в руках, в специальном комплекте сбруи, состоящей из подпруги, шлеи, нагрудника, скользящих вожжей и чека. Для первого раза лошадь собирают в манеже и начинают работать только с левым поводом точно так же, как на корде. Лошади эту сбрую не жалуют, особенно подхвостник и чек, поэтому постепенность и последовательность в тренинге - самое главное.
Как только лошадь освоится с новым снаряжением, начинается работа над постепенным сбором (через прямые и боковые сгибания), балансом и прямолинейностью. На этом этапе тренер может определить, в каком классе лошадь сможет выступать, на что она способна. У нас на конюшне был трехлетний мерин, крупный, ласковый как собака, но совершенно «несгибаемый», в буквальном смысле слова. Его оставляли в развязках гулять в манеже, но он настолько противился поводу, что предпочитал свечить и падать, чем двигаться. Другой конь, пугливый и застенчивый, напротив, прекрасно слушался в руках, сам шел собранной рысью, и пошел под седлом с первого раза. Хозяйка первого, конечно, переживала большое разочарование в несостоявшейся шоу-карьере, но тренер твердо ей объяснила, что «английской» лошади из него не будет.
Лошади класса hunter, то есть под конкурное седло, тоже работаются в руках, но без чека, ведь постановка головы у них другая. Под седлом их работают на трензеле с двойным поводом - нижний пропускают через мартингал, и он до определенной степени заменяет мундштук. По мере доездки, лошади переходят на пелям с одним поводом и в конце подготовки к шоу ходят на мундштучном грызле с одним поводом (и трензельными кольцами).
Western лошади работаются под седлом и на развязках под седлом. На шоу всадники пользуются тяжелыми мундштуками и утяжеленным поводом - на него для красоты нанизаны металлические бусины, которые вместе тянут голову и шеи лошади вниз, что составляет неотъемлемую часть ковбойской эстетики. В руках лошадей работают 2-3 месяца, пока они не научатся слушаться повода и голоса, а потом заезжают под седло. Через 2-3 месяца их переводят обратно на работу в руках и снова тренируют сбор, сгибания, прямоту. Взрослые лошади работают 3 дня в руках и 2 дня под седлом - это бережет тренерские силы и лошадиные ноги. Чем ближе к шоу, тем больше лошади ходят под седлом, но нагрузка никогда не доходит до 5 дней в неделю. Каждая работа длится, если не возникает конфликтов, полчаса, иногда и меньше, потому что тренер может остановиться, добившись своего, и таким образом наградить лошадь. Из-за требований шоу и занятости (тренер может отрабатывать 12-20 лошадей в день) работа сводится к репетированию шоу-сценария - езда по стенке, из аллюра в аллюр, без вольтов и прочих серпантинов. Психологически, лошади учатся быть готовыми к максимальному усилию в короткий промежуток времени, тренируются работать по первому требованию с полной отдачей.
На больших конюшнях график работы отшлифован до автоматизма. Лошадей кормят утром, в 6:30 - 7:00, конюхи и тренера появляются на работе к 8:00, боронят грунт, и собирают первых лошадей. Тренер составляет последовательный список работы, в котором указывает, как именно будет работаться каждая лошадь. Белая доска и маркер для этого - незаменимое подспорье, но можно обойтись и обычной доской и мелом (и заодно оставить напоминания о подкормках или лекарствах, записать телефонные сообщения и т.д.). Лошадей после работы отшагивать не принято, да и времени на это у тренеров не хватает, вместо этого конюх забирает коня под попоны (зимой до трех) или купает. На первых порах мне в эту практику как-то не верилось, но если наловчиться вовремя менять влажные попоны на сухие, они хорошо вбирают тепло и пот, и лошадь за 20-25 минут высыхает. Опять-таки, на сухих лошадей надеваются попоны (зимой 2, летом только тонкие) для того чтобы не отрастала шерсть, ведь ни у кого нет желания стричь целую лошадь перед шоу, это работы на 3-4 часа.
Пока лошади работаются, ближе к концу дня, приходят работники отбить денники, и к 5 часам можно конюшню кормить. Кормят сеном, бобовым сеном и овсяной смесью с кукурузой и протеиновыми добавками, она питательнее и легче переваривается.
По субботам вместо работы большинство лошадей получает выгул в манеже на свободе, если не хулиганят, то с приятелями. В воскресенье лошади стоят, и, конечно же, в понедельник, они полны не особенно конструктивной энергии.
Что из американской практики можно перенести в нашу, классическую, решать читателю. Лично мне импонируют возможности работы в руках, которую, я считаю, у нас используют недостаточно (но опять же, где взять снаряжение), но от шагания и продуманной, продолжительной работы, и на манеже и в поле, отказываться нет причин. Тренер, у которого я работала, заняла призовые места на национальном арабском/полу-арабском шоу в прошлом году и заработаны эти места были порядком и самозабвенным тренингом.
Фото предоставлены автором
ОБСУЖДЕНИЕ
Добавить комментарий
Чтобы добавлять комментарии в этом разделе вам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться (ввести свой логин и пароль в соответствующую форму на главной странице)!