Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

Современная тактика аллюров

6 апреля 1999

Очень часто приходится сталкиваться с неосведомленностью конников, когда речь заходит о последовательности перестановки ног у лошади на различных аллюрах. Только точное знание закономерностей движения лошади может оказать всадникам практическую помощь.

Автор: С. ГРИШУТКИНА, В. СИДОРОВА

Современная тактика аллюров

С. ГРИШУТКИНА, В. СИДОРОВА,
по материалам журнала "Reiten und fahren", 1989 г.

Коневодство и конный спорт, =4, 1992

Очень часто приходится сталкиваться с неосведомленностью конников, когда речь заходит о последовательности перестановки ног у лошади на различных аллюрах. Одни считают это несущественным, а другие - темой сложного, специального разговора, которая может служить предметом профессиональных споров. Только точное знание закономерностей движения лошади может оказать всадникам практическую помощь.

Во время движения заданным аллюром правильные действия конника возможны в том случае, если у него будут развиты чувства темпа и ритма. Это окажет ему большую помощь при управлении лошадью особенно в выступлениях под музыку. Чтобы обучение лошади пошло в нужном направлении, достаточно определенной тренировки, если всадник обладает чувством темпа.

В выездке воздействие всадника возможно в основном при помощи шенкелей и лишь с той стороны, с которой задняя конечность лошади опирается на землю. Как правило, действие шенкелей у подпруги заставляет лошадь двигаться вперед, позади подпруги в сторону.

Критерием выезженности лошади на шагу должно быть отсутствие фазы подвисания. Шаг - это равномерный, широкий, с определенным захватом аллюр, при котором последовательность перестановки ног происходит в четыре темпа (передняя левая, задняя правая, передняя правая, задняя левая). Восемь фаз передвижения распределяются следующим образом: опирание на три конечности, на две диагональные, на три, на две односторонние и то же самое еще раз, но с другой стороны.

Всадник должен уметь управлять лошадью оптимальным натяжением повода, который следует смягчить при характерном покачивании головы лошади во время движения. Наиболее эффективно действие шенкеля во время отталкивания соответствующей задней конечности, так как только в этот момент воздействие шенкеля вызывает значительный вынос передней ноги вперед. Всадник определяет этот момент по выдвижению плеча диагональной стороны. При смягчении шенкеля всадник должен обращать внимание на отталкивание задней конечности, так как при таком действии шенкелей он добивается преимущества при одностороннем выносе ноги. Этим руководствуются и при выполнении боковых движений.

Действие шенкеля с внешней стороны не позволяет лошади уклоняться от заданного направления. При этом управление передней частью корпуса лошади, как правило, достигается преимущественно внешним поводом. Чтобы лошадь выполнила движение в сторону, не поворачивая головы, воздействуют шенкелем противоположной стороны, который становится внутренним независимо от положения бортика манежа.

В качестве дополнительного аллюра можно рассматривать иноходь, при которой односторонние конечности одновременно отталкиваются, выносятся и приземляются.

Для рыси характерны два темпа с последовательностью движений диагонально расположенных конечностей в четыре фазы передвижения. Две из них - фазы свободного подвисания, благодаря чему на этом аллюре возможен мах. Правильно работающая спина лошади действует, как мост, связывающий переднюю и заднюю части ее корпуса. Гибкая посадка и спокойные руки всадника обеспечивают контакт с ритмически действующим шенкелем, что позволяет легко достигнуть полного сбора.

При выполнении боковых движений на рыси различают внешний и внутренний шенкели, выдвигающие лошадь вперед или в сторону в зависимости от поставленных задач. Мягкое воздействие внутреннего шенкеля сразу позади подпруги поддерживает движение вперед и в сторону преимущественно на внутренней задней конечности, которая является точкой опоры. В это время положение внешнего шенкеля определяется необходимостью поддержки движения в определенную сторону. При выполнении боковых движений по бортику манежа наиболее важным является действие внешнего шенкеля, расположенного позади подпруги.

При облегченной рыси во время отталкивания диагональных пар конечностей всадник приподнимается в седле, а при приземлении опускается, поэтому различают рысь с правой и левой ноги. В этом случае имеют в виду заднюю конечность, опирающуюся в тот момент, когда всадник опускается в седло. Она обозначается еще как внутренняя и сопровождается незначительным наклоном головы лошади в сторону движения. Чтобы задняя часть корпуса лошади подавалась вперед, правильная облегченная рысь должна быть обозначена наружным шенкелем, так как действующий шенкель может влиять на движение лошади только при отталкивании. Внутренний шенкель по своему действию выполняет важную функцию легкой поддержки требуемого положения. Он воздействует на внутреннюю заднюю конечность лошади, не продвигая ее вперед, так как она опустилась и, следовательно, всадник на ней +сидит=, а шенкель может воздействовать побуждением только на отталкивающуюся заднюю конечность.

При прохождении угла манежа или при движении по изогнутым линиям наружная задняя нога на рыси больше выносится вперед. Но это единственный момент, при котором возможно преимущество одностороннего воздействия шенкеля.

При езде по прямой линии на облегченной рыси у лошади устанавливается легкий наклон вследствие того, что задняя конечность, на которую всадник опускается, выносится вперед сильнее. Причина этого - в различной нагрузке при поднимании и опускании всадника во время маха действующей диагональной пары конечностей. Необходимого выравнивания при длительной езде можно добиться только сменой задней ноги. С другой стороны, наклон может быть следствием неодинакового выноса ноги лошади вперед. Так, диагональ, захватывающая больше пространства, всегда сильнее отклоняется в сторону, после чего диагональный взмах выпрямляется. Следовательно, если рысить под правую заднюю ногу, то диагональ, состоящая из левой передней и правой задней, выносится дальше, что и приводит к отклонению налево. Это отклонение поддерживается еще тем, что наружная задняя конечность стремится от центра равновесия, стараясь опираться вблизи продольной оси, что влияет на другую заднюю конечность, отходящую несколько в сторону.

Молодые лошади с трудом переходят из аллюра в аллюр. Так, переход в галоп может быть обеспечен во время движения той диагональной пары, в которой задняя нога несет основную нагрузку, а при рыси под правую заднюю ногу легче начинать движение вперед налево. При выполнении вольтов следует двигаться с внешней задней ноги.

Для выезженной лошади совсем другие критерии. Переход с рыси на галоп осуществляется с той диагонали, которая несет основную нагрузку. Облегченная посадка всадника обеспечивает наиболее полное освобождение спины лошади и требует от него предельного расслабления. Всадник слегка приподнимается в седле, благодаря чему при прочном обхвате коленями и напряжении икроножной мышцы гарантируется надежный баланс. Шенкель всадника работает у подпруги в два темпа рыси в постоянном тесном контакте с лошадью. В то время как задняя часть корпуса лошади выполняет задачу развития движения, передняя часть подхватывает его и передает дальше. Этот момент еще усиливается смещением вперед центра тяжести всадника. Лошадь при этом стремится привести в равновесие центры тяжести свой и всадника.

Галоп - это аллюр в три темпа. Процесс движения подразделяется на шесть последовательных фаз: опирание на одну внешнюю заднюю ногу; опирание на три ноги при присоединении внутренней задней ноги с диагональной передней; опирание на две ноги диагонали, оставшейся после отталкивания внешней задней конечности; опирание на три ноги с добавлением внутренней передней; опирание на одну внутреннюю переднюю ногу после отталкивания; свободное подвисание, при котором захватывается большая, чем при других фазах, часть пространства.

Точное знание этих фаз необходимо при выполнении выезженной лошадью собранного галопа. Собранное положение наблюдается в первой фазе, когда единственная несущая нагрузку внешняя задняя нога лошади находится под центром тяжести. Если это условие не будет выполнено, то едва ли можно добиться чистоты темпа или избежать наклона. Если внутренняя задняя нога в последующей фазе будет нагружена, то надо установить необходимое положение внутренним шенкелем. Но во второй фазе главной задачей является поддерживание основной части корпуса в процессе движения при одновременном отталкивании диагонали (внутренней задней и наружной передней конечностей).

Переход в галоп с места может выполнить только обученная лошадь и лишь в момент отталкивания нужной ногой. Это возможно во втором темпе при диагональной последовательности перестановки ног во время осаживания, на шагу и на рыси в фазе подвисания после отталкивания соответствующей диагонали.

При работе на приниманиях необходимо наряду с правильным перемещением центра тяжести всадника концентрировать внимание на действии шенкелей. При грамотной их работе на стадии подвисания можно устранить многочисленные недостатки выездки лошади. Даже при безукоризненной посадке всадника и правильном действии шенкелей выполнение упражнений существенно зависит от реакции лошади.

Первая фаза галопа для большинства всадников наиболее легкая, потому что в момент приземления на галопе действие внешней задней ноги четко воспринимается через седло. В каждом конкретном случае всадник должен действовать как можно четче для лошади и незаметнее для зрителей, что возможно только при правильной посадке.

Движение лошади при преодолении препятствнй на прыжке отнюдь не соответствует растянутому прыжку на галопе. В то время как на галопе перед началом захвата пространства в стадии подвисания последней отталкивается внешняя задняя конечность и она же первой опускается после свободного подвисания, процесс движения во время прыжка через препятствие происходит совсем по-другому. После отталкивания внутренней передней ноги обе задние еще раз подводятся, что обеспечивает последний контакт с землей перед фазой подвисания. Кроме того, после прыжка первой приземляется передняя конечность.

Можно наблюдать, как в процессе прыжка происходит смена передних ног. Опытные всадники могут управлять лошадью и во время прыжка благодаря действию шенкелей и перемещению своего центра тяжести. Езда на прыжках требует правильной посадки, совмещения центра тяжести всадника с центром тяжести лошади. При подведении задних конечностей всадник должен содействовать следующему за этим ускорению в фазе полета одновременным смягчением повода. Всадник, опережающий на прыжке движения лошади, сильно перегружает переднюю часть ее корпуса. Если при этом еще и утеряна связь со ртом лошади, то она легко может выйти из равновесия. Если же в результате недостаточной реакции корпус всадника отстает, то перегружается задняя часть лошади. В этом случае лошадь реагирует тем, что выгибает спину и отбивает отведенными задними ногами по препятствию. Опускание всадника в седло во время прыжка приводит к грубым ошибкам.

Знание этих закономерностей является предпосылкой к большим возможностям в спорте. Как справедливо сказано, кто не занимается теорией, тот останется дилетантом на практике.

ОБСУЖДЕНИЕ