Советы знаменитых спортсменов.
17 марта 2003
Часть 2. Конкур. Напрыгивание.
Автор: ВНИИК
Материал любезно предоставлен для публикации Ассоциацией Тракененского коневодства России
У. Штайнкраус
Напрыгивание
("Швайцер кавалерист",Швейцария, 1971, 7, стр. 30-40)
Работа на кавалетти и преодоление небольших препятствий, поставленных позади них, является хорошим способом развития и совершенствования техники конкурных лошадей, но эта работа - только подготовка к преодолению целого маршрута.
Каковы проблемы, с которыми приходится вначале сталкиваться всаднику при преодолении маршрутов? Так как каждый маршрут построен по-разному, то основные проблемы представляются в следующем виде: во-первых, существуют одиночные препятствия, которые можно преодолевать как совершенно самостоятельные, Например, первое препятствие маршрута, а также, почти каждое первое препятствие, построенное на новой линии препятствий. Кроме того, препятствия, расположенные друг от друга на расстоянии более шести-семи темпов галопа, обычно преодолеваются как одиночные, так как расстояние между ними даёт достаточную возможность для внесения значительных поправок в длину темпа галопа лошади.
Во-вторых, встречаются препятствия, расположенные на больших расстояниях (от трех до шести темпов галопа - 12 -24 м). Эти препятствия можно считать зависящими друг от друга, так как стиль, в котором лошадь преодолевает первое препятствие, оказывает определенное влияние на ее подход лошади ко второму.
В-третьих, существуют системы - двойные и тройные, расположенные в пределах максимальной дистанции 12 м, при преодолении которых решающую роль играет подход лошади к первому барьеру, так как от этого зависит, как лошадь подойдет к следующему препятствию системы. В-четвертых, существуют заезды.
Правильное определение места отталкивания
Все эти частные проблемы следует решить до прохождения всего паркура. Лошадь и всадник должны освоить все возможности подхода к препятствию. Также и переходы от одного способа к другому должны выполняться быстро, послушно и точно.
Кавалетти приучают всадника и лошадь правильно рассчитывать место отталкивания на препятствие. Однако на маршруте нет кавалетти, поэтому очень важно, чтобы в каждом случае всадник мог совершенно точно определить точку отталкивания. Лучший способ развить у себя это чувство - преодолевать на рыси одиночное невысокое препятствие. Это предотвратит появление у всадника и лошади самой грубой ошибки - "опережения". Я нахожу, что всадник сделает большую ошибку, если начнёт подход к препятствию на рыси, а затем разрешит лошади перейти в галоп в том месте, где она захочет. Если препятствие нельзя преодолеть на рыси, то его следует понизить. Пока всадник не сможет до последнего момента (до отталкивания на препятствие) выдерживать лошадь на ровной рыси, у лошади всегда будет наблюдаться тенденция ускорить движение - "рвануть" вперёд, чтобы рано или поздно выйти из повиновения всаднику в более трудных условиях преодоления паркура.
Хотя работа на кавалетти является полезным средством предотвращения тенденции лошади ускорять аллюр, может случиться, что одной работы на кавалетти будет недостаточно. В этом случае большую пользу принесёт выполнение вольта перед препятствием. Однако при выполнении вольта весьма важно соблюдать следующие условия:
а) прежде всего, лошадь следует подводить перпендикулярно к препятствию и точно к его середине;
б) всадник ни в коем случае не должен предупреждать лошадь, собирается ли он преодолеть препятствие или же выполнить вольт направо или налево. Лучше всего не думать о том, что надо сделать, пока он не достигнет этого места.
При выполнении вольта следует устранять недостатки в сборе лошади и её движениях, а также и другие ошибки, которые могут появиться в последний момент. Даже в тех случаях, когда лошадь идеально подошла к барьеру, его не обязательно преодолевать. Вольты перед препятствием приносят большую пользу сильно тянущим лошадям. Для них соотношение числа прыжков и вольтов должно составлять не более одного к трём или к четырём. В начальной стадии, когда лошадь еще не усвоила, что от неё требуют, необходимо выполнить двенадцать и более вольтов, прежде чем совершить прыжок. Нельзя позволять лошади опережать намерения всадника, а всадник не должен пытаться "поднять" лошадь в момент отталкивания. Он должен вести себя так, чтобы не было ни малейшей разницы между подходом к препятствию для его преодоления и подходом для выполнения вольта.
Не старайтесь помогать лошади
Многие, даже опытные всадники, считают, что надо чем-то помогать лошади в тот момент, когда она отталкивается от земли. Этот взгляд является весьма вредным, так как предполагает, что всадник должен сделать что-то абсолютно точное в нужный момент. На самом деле, он не должен ничего делать. Я тоже в течение длительного времени придерживался этой ошибочной точки зрения.
Я не могу поверить, что лошадь не может оттолкнуться от земли, без посыла всадника. "Лошадь больше всадника, не пытайтесь её поднять, пусть она несёт себя", - вот мудрый совет. Я никогда его не забуду. Несколько лет назад я услышал его от своего тренера Смита, и я благодарен ему по сей день.
Выражаясь точнее, всадник абсолютно ничего не делает, когда лошадь преодолевает препятствие. Я убеждён в том, что всадник даже не должен слегка расслабляться или несколько усиливать нажим шенкелем перед прыжком. Если у всадника правильная посадка при подходе к препятствию, если он находиться в равновесии с лошадью, то подведение под корпус её задних конечностей в начале фазы полёта автоматически "замкнёт" посадку всадника. В идеальном случае всадник будет поддерживать такой контакт со ртом лошади, который был необходим при подходе к препятствию.
Существует ещё одна вредная помеха - опережения всадником лошади, попытка всадника совершить определённые комбинации движений или жестов в сочетании с отталкиванием лошади и ее прыжком при подходе к препятствию. Одна из самых распространенных ошибок заключается в том, что перед препятствием, во время последнего темпа галопа всадник пытается развить необходимые для прыжка импульс и скорость. Но я не хочу сказать, что всадник должен подводить лошадь к препятствию как попало. Длина поводьев, посадка, уравновешенность лошади и ее сбор должны быть правильными до подхода к первому препятствию. Всадник должен следить за этим в течение преодоления всей серии препятствий. Именно, начиная с первого препятствия, он должен постепенно развивать скорость движения и необходимый ему импульс.
Правильная работа рук
Все движение по маршруту должно протекать непрерывно и плавно, кульминацией его является прыжок. У всадника ни в коем случае не должно появляться чувство, что он торопится или, что он должен совершить прыжок до того, как это сделает его лошадь.
Наблюдая за техникой преодоления препятствий квалифицированных всадников, мы убеждаемся, в первую очередь, в том, что они не торопятся, что у них всегда имеется в запасе время. Тенденция всадника к заторапливанию, к опережению лошади, поэтому особенно опасна, так она оказывает отрицательное влияние на темперамент лошади. Большая часть тянущих лошадей приобрели эту привычку потому, что нетерпеливые всадники опережали их при подходе к препятствию. Эту тенденцию всадника удается иногда устранить, но значительно лучше, чтобы она не появлялась вообще.
Точка зрения о том, что всадник должен "помогать" лошади совершить прыжок, безусловно, вредна. Часто приходится видеть всадников, которые в момент отталкивания лошади от земли теряют всякий контроль со ртом лошади. Эти всадники считают, что поступают правильно, хотя иногда это противоречит их чувству лошади. Разумеется, это не так плохо по сравнению с тем, когда всадник мешает лошади поводом, отставая от ее движения, или же мешает движению головы и шеи лошади. Всадник не должен терять контакт со ртом лошади, но и не должен мешать ей поводом.
Другими словами, руки всадника, правильно сопровождающие движения лошади, всё время сохраняют определенный контакт со ртом лошади, независимо от того, насколько она вытягивает голову и шею при преодолении больших или маленьких препятствий. Очевидно, что кисть и рука всадника должны быть полностью независимы от его корпуса и не должны помогать всаднику сохранять равновесие.
Я убежден в том, что когда всадник учится прыгать, он должен придерживаться руками за гриву или за подперсье. Для того, кто занимается верховой ездой нерегулярно, это "прихватывание" будет приносить пользу и в будущем. Он будет пользоваться этим способом, чтобы не отстать от движения или чтобы не причинить болевого ощущения рту лошади. Однако это только временное средство - до тех пор, пока посадка всадника не укрепится настолько, что он сможет сохранять ее, соблюдая определенные тонкие нюансы равновесия.
Лучший способ приобрести абсолютно независимую, непринужденную посадку при преодолении препятствий - это ездить со свободными поводьями или же в огороженном манеже, держа при этом руки за спиной, на голове или вытянутыми горизонтально в стороны.
Преодоление препятствий без стремян, но с поводом приносит меньшую пользу, так как при потере равновесия всадник начинает держаться за повод. Преодоление препятствий без стремян способствует укреплению посадки и является хорошим средством против привычки опережать лошадь. В учебных же группах преодоление препятствий без стремян редко приносит пользу, ибо все дети, как правило, значительно лучше ездят без них.
Особые условия
Роль руки всадника - сохранение контакта при подходе и преодолении препятствия - относится к нормальным условиям. В большинстве учебников по конному спорту не сказано, что нужно делать в необычных условиях. К сожалению, в практике встречается много трудных случаев. Бывают ситуации, во время которых контакт руки всадника со ртом лошади усиливается, и такие, когда нужно полностью ликвидировать этот контакт. Бывают лошади, которые вытягивают шею во время преодоления препятствия, но вследствие своего темперамента стремятся ускорить полёт над препятствием. Предоставлять полную свободу голове такой лошади, когда она отталкивается от земли, опасно. Такой лошади надо предоставить возможность несколько больше упереться в повод во время полета. Естественно, это не следует делать рывком повода, или же грубым набором его, а только постепенно и мягко. Чувствительных лошадей следует даже немного придерживать в момент отталкивания. Например, когда лошадь слишком быстро прыгает через первое препятствие системы, или когда она слишком рьяно и затороплено стремится преодолеть маленькие или отвесные препятствия. Это, возможно, опасный совет, так как большего контакта следует добиваться весьма искусно и с большим "чувством лошади". При этом ни в коем случае нельзя нарушать баскюль (дугообразное положение тела лошади во время полета над препятствием).
Преподаватель верховой езды обязательно будет требовать, чтобы всадник поддерживал контакт со ртом лошади. Однако бывают моменты, когда я из чисто практических соображений считаю возможным и даже желательным полностью ликвидировать контакт со ртом лошади. В тех случаях, когда лошадь слишком рано снялась на препятствие и с отчаянием пытается все же преодолеть его, или когда испорченная или боязливая лошадь склонна "задерживаться" над препятствиями и боится "потянуться", необходимо дать полную свободу ее голове и шее. При преодолении препятствий на: а) молодых, б) боязливых, в) испорченных лошадях, которые имеют чрезмерно чувствительный рот, надо осторожно и медленно восстанавливать контакт со ртом в полете.
Может пройти много времени, прежде чем у лошади появится уверенность в твердости и одновременно - в мягкости руки всадника, чтобы позволить ему установить необходимый контакт со ртом во время прыжка. Это весьма ценное доверие надо поддерживать, т.к. его можно легко потерять.
Избегать однообразия
При подготовке конкурной лошади следует избегать рутины, однообразия и невнимательности, которые часто имеют место. Конструкцию препятствий следует все время разнообразить в течение недели. Высота их не должна превышать 1 м. Однако они должны изображать в миниатюре все виды препятствий, с которым лошадь встречается на соревнованиях, т. е. маленькие оксеры, трипль-бары, бочки и т.д.
Лошадь и всадник должны освоить "правильную" технику преодоления широтно-высотных препятствий в миниатюре. Лучше всего подводить лошадь к таким препятствиям с достаточным импульсом (не путать с резвостью) и выжидать. Выжидать потому, что препятствие и без того широкое, и если лошадь снимается на него раньше, чем следует, то его ширина еще увеличивается. Значит, всадник должен следить, чтобы лошадь оттолкнулась как можно ближе к препятствию, т. е. снялась в точке, расположенной к препятствию наиболее близко, но все же так, чтобы она смогла достаточно быстро набрать необходимую высоту для преодоления первой жерди.
Необходимо также учить лошадь преодолевать низкие препятствия наискось. Всадник, придерживаясь выбранного им маршрута (линии), последовательно и точно подводит лошадь наискось к препятствию. Вначале достаточно лишь немного отойти от прямого угла, но затем постепенно следует подводить лошадь под более острым углом. Хорошо выезжанная и послушная лошадь, доверяющая своему всаднику, должна уметь преодолевать препятствия под острым углом. В дальнейшем это полностью себя оправдает - и не только в охотничьих паркурах, где умение лошади прыгать наискось играет решающую роль для сокращения дистанции маршрута. Это очень важно и в тех случаях, когда не хватает места для нормального отталкивания лошади на препятствие. Положение можно исправить тем, что в последний момент препятствие преодолевают под углом, и тем самым, выгадывают несколько необходимых сантиметров.
Закидка, обносы, наказание
До сих пор я не останавливался на проблеме закидок или обносов лишь потому, что, если всадник терпеливо и систематически работает с молодой или недостаточно подготовленной лошадью, остерегаясь форсировать подготовку, то такая проблема перед ним не возникает. Мне кажется, что причина большинства закидок заключается не в том, что лошадь проявляет какое-то сопротивление или упорство, а в том, что она поставлена в такое положение из которого трудно совершить хороший прыжок. Лошадь, которая:
а) "знает", что при отталкивании она должна "тащить" своего всадника;
б) имеет слишком малый импульс;
в) у которой не хватает резвости;
г) которая недостаточно уравновешена,
- остановится перед препятствием, и в большинстве случаев она будет права. В таких случаях ее не следует наказывать, этот недостаток надо устранить и еще раз попытаться преодолеть препятствие.
Молодая лошадь также может испугаться нового, незнакомого ей препятствия. Все в нем может показаться ей новым и страшным. Поэтому ей необходимо предоставлять возможность ознакомиться с новым препятствием, обнюхать его, "исследовать" в полном смысле слова, и лишь затем еще раз потребовать, чтобы она его преодолела.
Если всадник сделает это правильно, убедительно и решительно, и его требования не будут содержать ничего неразумного, то лошадь в скором времени научится воспринимать новые препятствия, как нечто само собой разумеющееся, и у нее лишь появится стремление лучше их преодолеть. А это и будет та "установка" лошади, которую следует развивать.
Во многих отношениях роль всадника очень сходна с ролью отца. Чрезмерно строгому отцу не всегда удается вырастить хорошо воспитанных детей, они могут стать преступниками и невротиками. Но слишком снисходительный всадник, как и слишком снисходительный отец, добивается примерно таких же результатов. Его лошадь никогда не будет чувствовать свою ответственность и обязанность. Она чувствует себя вправе останавливаться перед препятствием, осматривать его и допускать всевозможные вольности, как только столкнется с чем-то незнакомым.
Обидно, что некоторые люди, которые глубоко и по-настоящему любят лошадь, проявляют по отношению к ней чрезмерную снисходительность и мягкость, чем фактически портят ее.
Если на мгновение провести параллель между воспитанием детей и лошадей, то сразу же можно найти правильный путь справиться с непослушанием. Человек не должен ворчать и никогда не должен наказывать ребенка (или лошадь) за то, что ему (ей) что-то не ясно или он (она) не понимает чего-то. Если лошадь следует наказать, то это необходимо сделать при помощи шенкеля, хлыста или голоса. Наказывать следует сразу же, назначение наказания должно быть ясно выражено, и оно не должно слишком долго продолжаться. Если прибегнуть к нему именно так, то оно в скором времени и не понадобится или будет нужно лишь от случая к случаю.
Все это не относится лишь к лошади - "преступнику" (т. е. к лошади, занимающей среди лошадей такое же место, как преступник среди людей). "Лошади-преступники", как и люди-преступники, иногда настолько одарены, что мы поддаемся соблазну взять на себя огромный труд по их исправлению. Но исправление настоящих "лошадей-преступников" почти исключено. По мере приобретения опыта, всадник научится определять их типичные черты, также как и черты "неверных" лошадей, по сравнению с только испорченной и пугливой лошадью, признаки которых частично сходны.
Когда же вам встретится настоящая "лошадь-преступник", то, пожалуй, лучше от нее избавиться, несмотря на то, что она обладает замечательными данными. Подобные лошади встречаются очень редко, и если всадник установит, что ему часто попадаются упрямые, не желающие слушаться лошади, то лучше проверить свои собственные данные, постараться проанализировать, почему из него получился такой плохой всадник. Ведь одна из самых больших радостей верховой езды заключается в великодушии и готовности всадника прощать и забывать. Эту радость нам доставляет большинство лошадей.
ОБСУЖДЕНИЕ
Добавить комментарий
Чтобы добавлять комментарии в этом разделе вам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться (ввести свой логин и пароль в соответствующую форму на главной странице)!