Оформить подписку.

Имя (регистрация)

Пароль (вспомнить)

Войти без регистрации, используя...

СТАТЬЯ

Эх, прокачу!

14 января 2002

или инструкция по выживанию, написанная естествоиспытателем.

Автор: М. Кондрашов

Большинство непосвященных считает, что конный прокат - это всего лишь еще один безотказный способ заработать, придуманный коварными вороти- лами индустрии развлечений: дети плачут - родители платят. Это верно лишь отчасти. На самом деле прокат - это и особое состояние, в котором побывало большинство рядовых обитателей конного мира в начале или кон- це своей карьеры. Здесь тоже есть своя элита и свои пахари. Одни снимают сотни "баксов" за час езды в теплом и светлом манеже под пристальным наблюдением, тренеров, администрации и охраны, другие с утра до вечера мерзнут где-то в парке или на площади, тупо катая по кругу случайных зевак. Последних намного больше, поскольку "уличный" прокат не требует особых затрат на организацию. Неудивительно, что и вы, воз- можно, уже готовитесь взяться за это дело. Потому пара советов не окажутся для новичка лишними. Начнем с главного

ЭКИПИРОВКА

Для дела сгодятся все блестящие и цветные штучки, в которые вы постеснялись бы одеть коня на соревнованиях. Розетки, цепочки, елочная мишура, обшитая аппликацией попона - чем ярче будет выглядеть ваш четвероногий партнер, тем больше он привлечет маленьких "ковбоев Хаггис". Замечательно смотрятся бинты и нашивки на амуницию из световозвращающей материи. Кроме всего прочего, они могут уберечь от неприятностей при езде вечером по плохо освещенным улицам города. Главное - фантазировть в меру, иначе могут быть проблемы, наподобие тех, что описаны ниже.

photo

Однажды власти одного подмосковсного городка решили порадовать публику новогодней экзотикой - катаниями на русской тройке. Чтобы усилить эффект, затейники украсили дугу над головой коренника и оглобли разноцветными электрическими лампочками, которые подключили к аккумулятору.

При свете дня все шло чудесно: лошадки бежали, пассажиры размахивали руками и громогласно приветствовали публику. Когда завечерело, возница включил иллюминацию. Обомлевшие от невиданного сияния лошади немедленно понесли. Никто не успел сосчитать до трех, как совершенно неуправляемая упряжка вылетела с заблокированной ГАИшниками пешеходной зоны на оживленную трассу. Неимоверными усилиями кучеру удалось завернуть сбесившуюся тройку в снег на обочину и направить ее в дорожный указатель - большую конструкцию на металлических опорах в виде латинской буквы "V". Удар был жестким - коренник проскочил между стойками, обор- вал упряжь и "ушел в пампасы", а все прочие повисли на указателе. И хотя из людей никто серьезно не пострадал, поездку эту, надо думать, они запомнят надолго.

Рентабельность маленького бизнеса требует, чтобы все части конного гардероба подбирались с расчетом их относительной дешивизны. Надо помнить, что металлические застежки на карманах пассажирских джинсов одинаково ловко рвут кожу на подушке навороченного "Pessoa" и более скромного изделия отечественного шорного промысла. Понятно, что починка дорогого седла "съест" всю прибыль от проката на год вперед. Проблема номер два - влага и дорожная соль. Эта среда куда агрессивней, чем та, в которой обычно используется конное снаряжение. Поэтому чтобы не тратиться на дорогостоящий ремонт, "кожу", "железо" и прочее лучше заранее смазать на ночь любой жирной смазкой. Перед выездом "на дело" ее обязательно надо удалить, иначе проявится немалый шанс нарваться на скандал с испачканной клиентурой. Все тесьмяные и войлочные части, особенно всевозможные "утеплители", вроде любимого одеяльца, желательно хорошо просушить и почистить - по закону бутерброда грязь с подошв клиентов обязательно перекочует на вальтрап и попону.

photo

Не менее важно, чтобы одежда человека и лошади была теплой и удобной - долгий отстой на морозе еще никому не добавлял здоровья. Не надо стеснятся регулярно садиться в седло и делать пару кругов шагом или рысью. Во первых - согреетесь, а во вторых, как показывает практика, вид гордого всадника куда лучше привлекает желающих "эх, прокатиться", чем еще одна замерзшая девочка с лошадкой.

Об обуви разговор особый. Лучший вариант для человека - яловые армейские сапоги на двойной резиновой подошве, одетые на толстый шерстяной носок, для лошади - новые подковы с шипами на всех четырех копытах. Гололед и соленые лужи - бич городских жителей - такой обувке не страшны.

Завершающая деталь экипировки - веник или совок. Неопрятные пахучие лепешки вашего четвероногого друга могут вызвать праведный гнев вляпавшихся граждан и, как следствие - нудные объяснения с администрацией парка или милицией.

БАНДИТЫ И МИЛИЦИЯ

Для вас - суть одно и то же. Как правило, у тех и других человек на лошади не вызывает отрицательных эмоций, поэтому при встрече с ними не пугайтесь и не паникуйте. Все проще, если вы работаете на хозяина - все дела должен уладить он сам, соответственно чему и "переводите стрелки". Работая самостоятельно, не стесняйтесь вежливо спросить, кто контролирует данную территорию. В любом случае в вашем маленьком бизнесе мзда "за крышу" не превысит одной трети возможного заработка.

Лучший вариант договориться об охране с местными стражами порядка - возможностей защитить вас от неприятностей у них по определению гораздо больше. Кроме того, в крупных городах сотрудники конных подразделений милиции сами не прочь тайком подработать прокатом, так что держитесь коллег в погонах!

Фотографы и ряженые артисты (за исключением непременной пары пьяных зануд) - первые союзники прокатчиков. Конь, как живая декорация для парадного фото тоже приносит деньги, Твердо договорившись о таксе за снимок " с лошадкой", можно положить в карман еще пару долларов. Намного непредсказуемей ведет себя подгулявшая молодежь с окраин.

О, КЛИЕНТЫ!

Ударить, оскорбить животное или всадника для нетрезвой и агрессивной публики, что меду напиться . Поэтому любой конфликт с подвыпившими люмпенами лучше сразу пресечь, сесть в седло и отъехать на пару шагов. Самый обмороженный гуманоид инстинктивно уступит дорогу шестисоткилограммовой скотине.

Не верь, не бойся, не проси - главные правила прокатчика в общении с клиентурой. Никогда не доверяйте лошадь незнакомцу, которому гордость не позволяет ехать на лошади, ведомой в поводу. Любой залог в виде кошелька, документов или ключей от "Лэнд Круизера" неприемлем. Лучше отказать вежливо, но твердо, особенно горячим южанам. Сто к одному, что никто вас за это не убьет, как бы сильно не выражался. Будет хуже, если такой ездок ради эффектной проскачки перед друзьями покалечит коня или разобьется сам - это уже статья УК. В таких случаях безотказно действует маленькая тимуровская хитрость: радушно пригласите настырного джигита в клуб на тренировку, пообещав всевозможные льготы. Проверено - ни завтра, ни через месяц он там не появится.

Не стоит доверять самоуверенным мамашам, завляющим, что их чадо имеет третий разряд по конкуру и все лето скакало в деревне на лошадках. Чаще, вопреки материнскому кудахтанью, ребенок сползает с седла прямо на глазах. Рисковать или нет, вопрос спорный, но на всякий случай лучше потребовать, сославшись на некие правила техники безопасности, чтобы кто-то из взрослых шел рядом с лошадью и страховал малыша за пояс или за ногу. Любого самодура эта нехитрая фраза отрезвит, как ушат холодной воды. Кстати, в этом случае повод, вопреки привычке, лучше переложить в левую руку, а правую держать наготове на случай, если лошадь неожиданно остановится или шарахнется в сторону. По крайней мере, потом никто не скажет, что вы не пытались удержать седока от падения.

Для слабых телом прокатный бизнес таит неожиданное разочарование: подавляющее большинство детей не может сесть в седло самостоятельно! Помогая раскормленному дитяте взгромоздиться на конскую спину, прокатчик рискует элементарно надорваться. Можно попросить, чтобы родители посадили ребенка на лошадь сами, однако не факт, что просьбы будут услышаны. А вот встречное предложение сесть на лошадь вдвоем даже за тройную плату лучше отклонить. Опыт показывает, что уронив свое чадо с седла на асфальт, папаша (инициаторами такой езды становятся именно отцы) непременно набросится на вас с кулаками...

Нередко клиенты просят прокатить их кавалькадой или парами. Новички считают, что это достаточно просто, вспомнив групповую работу лошадей в поводу. Однако, реакции животных в городской толпе разительно отличается от привычных. Не удивляйтесь, если смирнейшая кляча вдруг ударит задом в наиболее близкий и опасный, по ее мнению, объект - всадника сбоку или проводника лошади сзади.

ЛОШАДЬ КАК ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Собираясь на промысел, нелишне проштудировать все, что касается гужевого транспорта в "Правилах дорожного движения" и попрактиковаться в езде по оживленным улицам. Первая же поездка убедительно докажет, что опыт вождения мотоцикла или машины мало пригоден. Всадник на лошади - самый уязвимый участник движения и его законное место - на правой обочине, а то и тротуаре. Почтительное расстояние от машин и пешеходов убережет шутников, громко приветствующих всадника, от удара кованым копытом, а его самого - от травм.

Кормить лошадь лучше часа за два до выезда и "с запасом" - раза в полтора больше нормы.

По возможности не меняйте места стоянки и маршрут движения: во-первых так безопаснее, а во-вторых, если лошадь вырвется и убежит, есть небольшой шанс, что она сможет найти дорогу домой самостоятельно.

И, наконец, последнее. Соблюдение всех перечисленных "если" отнюдь не страхует вас от сотни других маленьких и больших неприятностей, которые могут отравить радость от сравнительно честно заработанных денег. В конце концов, может лучше подработать мороженщиком?

ОБСУЖДЕНИЕ