Global Dressage Forum-2011: наука
8 ноября 2011
Ежегодно в мире проводятся сотни исследований в области иппологии, и о результатах некоторых из них было рассказано участникам форума.
Автор: Е. Штатнова
Светлая сторона темных страхов
Каждый конник может столкнуться с ситуацией, когда лошадь выходит из-под контроля, увидев приближающуюся к ней машинку для стрижки или шприц с лекарством. Все справляются с этой ситуацией по-разному, но существуют и научные разработки на тему преодоления страхов лошади. Одним из таких методов является «overshadowing», который можно кратко описать как воздействие двух раздражителей разной интенсивности. Обычно, более слабый, но более частый раздражитель перевешивает более сильный, и этот феномен может быть использован в процессе преодоления нежелательных реакций лошади на определенные раздражители.
Австралийский специалист по поведению лошадей Эндрю Маклин рассказал о нескольких возможных методах преодоления страхов у лошадей. Например, если лошадь боится шуршащего пакета, можно оставить ее наедине с пугающим предметом в манеже, не ограничивая передвижение. Лошадь понимает, что в любой момент может убежать, и постепенно перестает реагировать на пакетик.
Еще один интересный метод - это одновременное применение двух раздражителей, к одному из которых лошадь уже привыкла. Демонстрировался пример приучения лошади к пшикающему звуку аэрозоли. Баллончик подносили к лошади, одновременно поливая ее ноги и грудь из шланга. Звук воды маскировал “пшикание”, и постепенно воды поливали все меньше, а баллончик подносили все ближе. Результатом опыта стала более спокойная реакция лошади на аэрозоль.
После нескольких коротких видео, Эндрю Маклин перешел к практической части, где подробно остановился на применении метода “overshadowing”, название которого можно перевести как “затемнение”. Этот эффект впервые был описан академиком Павловым в 1927 году, и теперь используется в работе с животными. Лекция проходила в манеже, куда привели крупного серого мерина, который боялся машинки для стрижки. Забегая вперед скажу, что при виде машинки лошадь не впадала в панику, а только начинала немного беспокоиться. Помощница Эндрю начала с базовой работы, отрабатывая у лошади правильную реакцию на давление трензеля, а именно - несколько шагов вперед или назад по команде. Продолжая двигать лошадь туда-сюда вдоль стенки манежа, она подносила к ней включенную машинку. Лошадь, адекватно реагирующая на воздействие трензеля, обращала гораздо меньше внимания на машинку, чем в начале занятия, но Эндрю Маклин предупредил, что для закрепления поведения, необходимы несколько уроков, настойчивость и спокойствие.
Четвертый такт галопа
Доктор Хилари Клинтон, известный специалист по биомеханике движений лошади, начала свою лекцию с объяснения, почему вальс не подходит для сопровождения галопа во время КЮРов. Распространенное мнение, что галоп является трехтактным аллюром, не совсем верно. За тремя темпами, когда ноги лошади попеременно находятся на земле, следует фаза подвисания. Эта фаза сокращается до минимума при собранном галопе, и достигает максимума при полевом галопе. Кроме того, если смотреть разные типы галопа в замедленной съемке, можно заметить, что диагональная пара ног ставится на землю не совсем одновременно.
Предметом для обсуждения стали три видеозаписи лошадей, имеющих разные, но неправильные типы галопа. После просмотра видео, Хилари Клинтон просила описать, какая конкретно фаза галопа отличается по длительности от идеала, а потом показывала временной график фаз в каждом конкретном случае. При обсуждении доклада доктора Хилари Клинтон, был задан вопрос, не нужно ли внести изменения в руководство для судей, а вернее в ту его часть, где описывается галоп, как трехтактный аллюр. Д-р Клинтон ответила, что по ее мнению, спортивные правила не должны основываться на данных, полученных во время замедленного просмотра видеозаписи движений лошадей. Ее исследования направлены на то, чтобы помочь спортсменам, тренерам и судьям понять, как в действительности двигается лошадь и, где это возможно, улучшить движения.
Не отводя глаз
Выездка - это эстетический и сложный вид спорта, при этом задача судьи - за мгновение оценить выполнение каждого элемента парой “всадник-лошадь”. Описание каждого элемента занимает не одну страницу в руководстве судей, и для того, чтобы корректно оценить его, опытные судьи применяют так называемые “информационные зоны”. Это означает, что при выполнении каждого элемента лошадью, существуют наиболее насыщенные информацией области, на которые в первую очередь и смотрят судьи.
Инга Вольфрам исследовала данный предмет с помощью специального оборудования, позволяющего понять, куда конкретно смотрит судья при оценке каждого элемента. Как ни странно, оказалось, что на рыси и галопе взгляд судей чаще всего останавливается на передней части лошади (передние ноги, голова, грудь), затем следует спина, а затем - положение всадника в седле (56, 29 и 15 процентов соответственно). Несмотря на то, что во время тренинга лошади обращается больше внимания на работу задних ног и спины, внимание судей сосредотачивается совершенно на другом.
Во время экспериментов выяснилось также, что судьи чаще останавливают взгляд на определенных частях тела лошади, если на них есть светлые отметины (например, проточина на морде, или светлые отметины на ногах). В тех случаях, когда судьи сидели на разных позициях у стенки манежа относительно положения всадника, их информационные зоны также менялись. Это исследование Инги Вольфрам помимо чисто академических целей, имело и одну практическую, а именно - разработка средства, которое могло бы использоваться в процессе обучения судей. Изыскания по этой теме еще продолжаются, так как пока не исследовалась зависимость выбора информационных зон и качества судейства.
Роспись по лошади
Демонстрация английской специалистки в области биомеханики Гиллиан Хиггинс представляла собой непрерывный поток информации, который бы органично воспринимался на лекции для профессионалов в области физиотерапии и ветеринарии. Энергичные объяснения Гиллиан были разбавлены практическими иллюстрациями в виде двух расписанных безопасными красками лошадей. Одна из них демонстрировалась на корде, а вторая - под седлом. Кости и мускулы были нарисованы прямо на шкуре лошадей, что дало возможность увидеть, как они работают во время движения. Единственное, чего не хватало в этой лекции, - это хотя бы минимального набора практических советов, которые можно было бы применить в повседневном процессе тренировок лошади. Впрочем, оказалось, что желающие узнать больше, могли приобрести книги Гиллиан Хиггинс, где как раз и были собраны комплексы упражнений для развития мускулатуры лошади.
ОБСУЖДЕНИЕ
Добавить комментарий
Чтобы добавлять комментарии в этом разделе вам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться (ввести свой логин и пароль в соответствующую форму на главной странице)!
13 ноября 2011, 12:28:14
А как "лечится" боязнь ковки - рецептов не звучало?
13 ноября 2011, 13:43:32
14 ноября 2011, 14:52:22